История русской философии Московский государственный институт международных отношений Кафедра философии Лекция 9 Русский марксизм.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Вклад Маркса в развитие социологии Камиль Раджабов Дмитрий Хмыров } 3 МО 9 гр.
Advertisements

Карл Маркс
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 21 Основания науки: нормы и идеалы науки, роль философских идей и принципов в обосновании научного знания (законы и.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
Философия марксизма.Основное в нём. Работа Калинина Дмитрия 8 "Б".
Выполнила студентка первого курса группы э-2 Медведева Анна.
Жизнь и деятельность Карла Маркса. Работу выполнила ученица 11 «Б» класса МОУ СОШ 36 Ивашкина Татьяна. Учитель истории: Салтыкова Н.М. Учитель истории:
Выполнил ст. гр. 2 Э 1-15 Усова Д.Е. Проверил преподаватель Криволапов А.А. Министерство образования Республики Башкортостан ГБПОУ Октябрьский нефтяной.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
История и философия науки Тема 1 Сущность и особенности научного знания МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 46 Теория и практика. Критерии истинности познания. Научная истина.
{ Тема 9. ПРОБЛЕМА НАДЕЖНОСТИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ Истина, достоверность и заблуждение. Выполнила: студентка 109 группы Носова Мария.
МАРКСИСТКИЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ ВЛАСТИ КЕНДЕРОВ Р
Основные направления в истории социологии. Социология ХХ века. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических дисциплин – НИКИФОРОВА.
Тема 1. 1.Структура и основные формы бытия 2.Становление проблемы бытия в западноевропейской философии (античность, средневековье, Новое время). 3.Попытки.
Либералы, консерваторы и социалисты.. Причины появления новых идейно- политических течений: Развитие индустриального общества; Старые проблемы и новые,
Презентация по статье Розова М.А. ФИЛОСОФИЯ И ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА Автор: Тропин Никита, гр
Учение о бытии 1. Категория бытия в философии. Монистические и плюралистические концепции бытия. 2. Формы бытия: материальное и идеальное. 3. «Материя»
Задачи и содержание курса обществоведения 1962 г Выполнили : Грачева Анастасия и Ежова Елена.
Проблема общественного прогресса. Вопросы урока: В чем суть проблемы общественного прогресса? Чем можно объяснить разнообразие взглядов на прогресс? В.
Транксрипт:

История русской философии Московский государственный институт международных отношений Кафедра философии Лекция 9 Русский марксизм

Русский марксизм Г. В. Плеханов ( ) В. И. Ленин ( )

Г. В. Плеханов ( ) К вопросу о развитии монистического взгляда на историю (опубл. 1895) К вопросу о роли личности в истории (1898) Materialismus militans (1908) Основные сочинения

Г. В. Плеханов ( ) Характер и функции философии и место марксизма в её истории Философия и наука Место марксизма в истории философии Основные части марксистской философии Материализм Учение о материи Диалектика Познание Философия истории Материалистическое понимание истории Роль личности в истории «Осмысленное западничество»

Характер и функции философии Философия и наука Философия или опережает науку, предлагая умозрительные решения проблем, которые пока не могут быть решены наукой, или резюмирует и обобщает решения, найденные наукой (науками). Философия изучает мир как целое, науки – по частям. Задача философии – согласовать открытия разных наук и дать целостную картину мира.

Функции философии Место марксизма в истории философии Марксизм – высшая точка развития материализма. Основными «вехами» развития материализма до Маркса были: Б. Спиноза, французские материалисты эпохи Просвещения (Ж. О. Ламетри, К. А. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах), Л. Фейербах. Карл Маркс распространил материализм на сферу общественной жизни.

Функции философии Основные части марксистской философии «Душой» марксизма как философской системы является диалектика как метод и универсальная теория развития. Двумя основными частями философской системы марксизма являются: философия природы (материалистическое понимание природы), философия истории (материалистическое понимание истории).

Материализм Учение о материи Единственно сущее в мире – материальная субстанция, основными атрибутами которой являются движение и мышление. Материя существует вне и независимо от человека. Материя – причина ощущений как исходных и основных источников знания.

Материализм Диалектика Принцип «всё течёт, всё изменяется» – основной закон всего существующего. При этом мир не просто изменяется, но изменяется закономерно и поступательно. Законы движения мира суть законы диалектики. Диалектика есть «алгебра прогресса».

Философия истории Материалистическое понимание истории Научное понимание любой области действительности, в том числе – и истории, может быть только монистическим. Из двух разновидностей монизма: материализма и идеализма – первый единственно научен, так как только он представляет историю как объективный процесс.

Философия истории Роль личности в истории Законы истории – законы человеческой деятельности, поэтому историческая необходимость реализуется не иначе, как через действия людей. Великие исторические деятели, как правило, понимают, что действуют не «от себя», а как бы «осёдлывают» объективный исторический процесс (именно это и делает их великими). Критика «субъективного метода» в социологии (Михайловского) и концепции «героев и толпы».

Философия истории «Осмысленное западничество» Будущее человечества – социализм, но в России конца XIX – начала XX века капитализм – единственная альтернатива «азиатчине». Капитализм плох, но деспотизм ещё хуже: капитализм развивает в человеке зверя – деспотизм превращает человека во вьючную скотину.

Философия истории «Осмысленное западничество» Капитализм налагает свою грязную руку на литературу и науку, деспотизм убивает науку и литературу, а стоны рабов заглушаются лестью да свистом бичей.

В. И. Ленин ( ) Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения (1902) Материализм и эмпириокритицизм: Критические заметки об одной реакционной философии (1909) Империализм как высшая стадия капитализма (1915) Государство и революция (1917) Основные сочинения

В. И. Ленин ( ) Политическая философия Классовая борьба Концепция революционного авангарда Учение о государстве Теория познания Партийность философии Гносеологические корни идеализма Теория отражения и учение об объективной истине Абсолютная и относительная истина Диалектика «Ядро диалектики» Принципы диалектики

Политическая философия Классовая борьба История классовых обществ есть история классовой борьбы. Все значимые события истории – прежде всего, конечно, политические, но отнюдь не только они – должны пониматься как проявление борьбы классов.

Политическая философия Классовая борьба По учению социализма, т.е. марксизма действительным двигателем истории является борьба классов По учению буржуазных философов, двигатель прогресса – солидарность всех элементов общества, сознавших «несовершенство» того или иного учреждения. Первое учение – материалистично, второе – идеалистично. Первое – революционное. Второе – реформистское. Первое обосновывает тактику пролетариата в современных капиталистических странах. Второе – тактику буржуазии.

Политическая философия Концепция революционного авангарда Рабочий класс сам по себе способен выработать лишь тред-юнионистское сознание; т.е. он способен вести классовую борьбу лишь в рамках капитализма – за улучшение условий труда и т.п. Выйти за эти рамки, начать борьбу за уничтожение самого капиталистического строя, т.е. выполнить свою историческую миссию «могильщика капитализма», рабочий класс может лишь при условии, что его деятельность будет направляться «революционным авангардом». Основу этого «авангарда» составляет революционная интеллигенция, владеющая научной теорией исторического развития и классовой борьбы.

Государство – необходимый институт раздираемого социальными антагонизмами классового общества. Всякое государство есть аппарат насилия, обеспечивающий политическое господство экономически доминирующего класса. В ходе пролетарской революции буржуазное государство должно быть сломано и заменено диктатурой пролетариата в форме власти Советов. По мере построения коммунистического общества вместе с отмиранием классов будет «отмирать» и государство. Политическая философия Учение о государстве

Теория познания Партийность философии Философия всегда служит интересам определённого класса (даже если сам философ этого не понимает и не хочет). Если философ выражает интересы передового класса, партийность не только не противоречит научной объективности, но единственно может эту объективность обеспечить. Но никакая установка на объективность не помешает выразителю интересов реакционного класса скатиться на антинаучные позиции.

Теория познания Социальные и гносеологические корни идеализма Философский идеализм неизменно стоит на защите реакционных интересов, выступая формой идеологии господствующего класса на том этапе развития общественно-экономической формации, когда её прогрессивный потенциал исчерпан. Но идеализм имеет и гносеологические корни, представляя собой результат абсолютизации действительных, но оторванных от целого и односторонне интерпретированных особенностей познавательного процесса.

Теория познания Теория отражения и объективность истины Природа, материя первичны; познание есть лишь отражение бытия в сознании. По способу существования – в голове человека – знание субъективно. Но по содержанию оно объективно постольку, поскольку отражает объективную действительность.

Теория познания Абсолютная и относительная истина Мир в принципе познаваем, и в этом смысле абсолютная истина достижима. Однако на любом конкретном этапе познания человеку доступна лишь относительная (т.е. неполная, обусловленная и ограниченная его специфическими обстоятельствами) истина. Критерием «истинности» такой частичной истины является «материальная» практика, понимаемая как процесс активной, социально организованной деятельности по преобразованию окружающего мира, прежде всего – производственной и революционной.

Диалектика «Ядро диалектики» Из трёх «законов диалектики»: единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания – в качестве её «ядра» выделяется закон единства и борьбы противоположностей, как определяющий источник развития и характеризующий само развитие как саморазвитие.

Диалектика Принципы диалектики Законы диалектики Закон единства и борьбы противоположностей Закон перехода количественных изменений в качественные Закон отрицания отрицания Принципы диалектики Принцип объективности Принцип развития Принцип историзма Принцип конкретности Категории диалектики Содержание и форма Сущность и явление Необходимость и случайность и пр.

Вопросы?