Античная философия от Фалеса до Плотина
Основные черты античной философии: единство философии, мифологии и науки; поиск первоосновы мироздания; разделение на идеализм и материализм.
Фалес Сводил всё многообразие явлений и вещей к одной первостихии – воде. Анаксимандр Геоцентрическая модель космоса. Мысль о происхождении человека от «животных другого вида» (рыб). Учение о неразрушимых элементах – «семенах вещей». Движущий принцип мирового порядка – ум, организующий элементы. Анаксагор
Пифагор Числовые соотношения – источник гармонии космоса, структура которого – физико-геометро- акустическое единство (гармония трёх сфер). Учение о переселении душ. Гераклит Первоначально сущего – мирового огонь, который есть также душа и разум (логос). Путём сгущения из огня возникают все вещи, путём разрежения в него возвращаются. Идея непрерывного изменения («всё течёт», «в одну реку нельзя войти дважды»). Противоположности пребывают в вечной борьбе («раздор – есть отец всего»).
Платон Идеи (высшая среди них – идея блага) есть вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия; Вещи – подобие и отражение идей. Познание – воспоминание души об идеях, которые она созерцала до её соединения с телом. Любовь к идее – побудительная причина духовного восхождения. Учение излагалось в художественных диалогах. Аристотель Идеи – движущие силы вещей, неотделимые от них. Источник движения и изменчивого бытия – вечный и неподвижный «ум» (перводвигатель). Ступени природы: неорганический мир, растение, животное, человек. «Ум», разум отличает человека от животного. Человек – существо общественное. Суть искусства – подражание, трагедии – очищение духа. Главный принцип этики – умеренность.
Демокрит Основал атомистику (существуют только атомы и пустота). Атомы – неделимые материальные элементы. Различаются формой, положением в пустоте, величиной. Движутся в разных направлениях. Из их «вихря» образуются тела и миры. «Истечения» из них, действуя на органы чувств, вызывают ощущения. Сократ Учение о диалектике как методе отыскания истины путём постановки наводящих вопросов. Цель философии – самопознание как путь к постижению истинного блага; Добродетель есть знание или мудрость. Был обвинён в «поклонении новым божествам», приговорён к смерти, исполнил приговор, приняв яд цикуты.
Диоген, Антисфен (киники) От лат. Cynici – циники. Идеал безграничной духовной свободы индивида. Демонстративное пренебрежение ко всяким социальным институтам, обычаям и установлениям культуры. Диоген называл себя гражданином мира («космополитом»). По преданию, жил в бочке.
Зенон из Китиона, Марк Аврелий (стоики) Мир – живой организм, пронизанный творческим первоогнём пневмой, создающей космическую «симпотию» всех вещей. Вещи и события повторяются после каждого периодического всопламенения и очищения космоса. Все люди равны и суть граждане мирового государства. Пирон, Карнеад, Секст-Эмпирик (скептики ). От греч. Skeptikos – разглядывающий, расследующий. Сомнение в существовании какого-либо надёжного критерия истины. Крайняя форма – агностицизм (учение о непознаваемости мира и истины). Роль науки – познание явлений.
Эпикур и эпикурейцы Деление философии на физику (учение о природе), канонику (учение о познании), этику. Идея существования блаженно – безразличных богов в пространстве между бесчисленными мирами, не вмешивающихся в жизнь космоса и людей. Девиз – живи уединённо. Цель жизни – отсутствие страданий, здоровье тела, состояние безмятежности духа; Познание природы освобождает от страха смерти, суеверий и религии вообще. Плотин и неоплатоники В системе плотина из неистощимой полноты единого, отождествляемого с благом, в процессе его эманации (истечения) проистекают три главные субстанции бытия: ум-нус, содержащий идеи (промежуточная ступень между единым и умом – «число»); Мировая душа, заключающая в себе все индивидуальные души; Телесный мир – космос; Материя – пассивная «восприемница» вечных идей. Путь человеческой души – восхождение от чувственного мира к слиянию с единым в экстазе.