Идеальное бытие сознания и проблема бессознательного Тема:
Вопросы: 1. Объективно-идеалистическая концепция сознания. 1. Диалектико-материалистическая концепция сознания. 2. Проблема бессознательного.
Плотин (204/ ) «Эннеады» «Девятки»
Идеи Наиболее оригинальным является учение о Едином как трансцендентном начале, которое превышает всё сущее и мыслимое и ему предшествует. существуют два вида, две части души: высшая и низшая. Низшая есть [человеческая] природа и обращена к материи (плотности и темноте); высшая есть божественная причастность и обращена к духу (бесконечности и свету).
С точки зрения плотиновского мистицизма, высшая рождается от богов и бесплотных звездных духов; низшая размножается в царствах демонов, людей, животных, растений и минералов. следует Платону в учении о бессмертии души, о нисхождении её с неба на землю и обратном восшествии на небо. Знание как припоминании и т.д. Концепция восхождения души от чувственного состояния к сверхумному экстазу составляет основу мистицизма Плотина.
Структура психики 1.Инстинкты, страсти 2. Сознание 3. Единение с Абсолютом А. В.
Отражение всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Способность к отражению, а также характер ее проявления зависят от уровня организации материи.
Формы отражения: раздражимость, чувствительность, ощущение, восприятие, безусловные и условные рефлексы, инстинкты, сознание.
Сознание высшая форма отражения действительного мира, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и сам о контролировании поведения человека.
Сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира. Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи.
Образ внешней вещи есть нечто субъективное, идеальное. Идеальное есть не что иное, как материальное, "пересаженное" в человеческую голову и преобразованное в ней.
Структура психики Чувственно-эмоциональная сторона Логико-понятийная сторона 4 Бессознательное Ощущения. Восприятия. Представления. Мотивация: полезность, целесообразность. Понятия. Логические док-ва. Аналитико-синтетические Операции. Мотивация: достижение истины Субъективные переживания, воспоминания, предчувствия. Мотивация: принцип удовольствия Идеалы. Мотивация: ценности
Бессознательное совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта.
Учения о бессознательном Иррационалистическое учение о бессознательном выдвинул А. Шопенгауэр. Э.Гартман ( ) возвёл бессознательное в ранг универсального принципа, основы бытия и причины мирового процесса. Динамическую характеристику бессознательного вводит И. Гербарт ( ).
Несовместимые идеи сознания могут вступать между собой в конфликт, причем более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических свойств.
Смысл психоаналитического бессознательного З.Фрейда ( ) состоит в том, что бессознательное представляет собой оборотную сторону сознания, психологическую сущность которого можно понять только через соответствующее толкование.
Человеческая психика представляет собой некий конгломерат, состоящий из различных компонентов: сознательное, бессознательное, предсознательное
Швейцарский психиатр К.Г. Юнг ( ) считал инстинкты человека имеют не биологическую, а всецело символическую природу.
«Архетипы». Бессознательное вырабатывает определенные формы или идеи, носящие схематический характер и составляющие основу всех представлений человека.
"Персона" (Persona) своеобразная маска, которую надевает личность в ответ на требования социального окружения.
"Анима" (Anima) абстрактный образ, представляющ ий женский "архетип" в мужчине. "Анимус" (Animus) абстрактный образ, представляющ ий мужской "архетип" в женщине.
"Тень" (der Schatten) "архетип", состоящий из животных инстинктов и являющийся средоточием темных, низменных сторон личности.
"Самость" (der Selbst) – центральный "архетип" личности, вокруг которого концентрируются все психические свойства человека.
Вопрос: Приведите примеры метафор русского ( других) языка отражающих архетип «ТЕНЬ».