«Серебряный век» – модернистский период развития русской поэзии кон. ХІХ- нач. ХХ ст. Такое определение обосновывается на образных представлениях о трёх исторических эпохах человечества – золотой, серебряной и железной. В истории русской литературы этот термин связан со стихом П. Вяземского «Три столетия поэтов» (1929), в котором констатируется окончание «золотого века», который традиционно ассоциируется с пушкинской эпохой. Соответственно, «серебряный век» русской поэзии сбегается с эпохой перелома столетий, когда литература переживала период нового расцвета.
Какие цели ставили перед собой представители того или иного модернистского течения и каких успехов добились на пути их достижения?
Враждебность к реализму. Враждебность к реализму. Эстетическое неприятие окружающего мира. Эстетическое неприятие окружающего мира. Подчеркнутый индивидуализм, утонченность и осознание себя носителями высокой культуры. Подчеркнутый индивидуализм, утонченность и осознание себя носителями высокой культуры. Осмысление мировой истории как вечного борения «религии духа» и «религии плоти». Осмысление мировой истории как вечного борения «религии духа» и «религии плоти».
Мотивы трагической замкнутости, отъединенности от мира, волевого самоутвержде- ния личности. Мотивы трагической замкнутости, отъединенности от мира, волевого самоутвержде- ния личности. Нравственно-философская проблематика. Нравственно-философская проблематика.
Символисты стремились не отделять личность поэта от его творчества Искали возможности объединить жизнь и творчество Питались найти гения, который бы смог подчинить свою жизнь творчеству.
Русский символизм направил свои главные силы в область неведомого. Попеременно он братался то с мистикой, то с теософией, то с оккультизмом. Некоторые искания его в этом направлении почти приближались к созданию мифа. Н. Гумилев
Образы-символы теряют обобщенность, но приоб- ретают интимность и конкретность переживаний. Образ Прекрасной дамы – это символ, который Блок использует для того, чтобы раскрыть проявления прекрас- ного в реальном мире. Поэт противопоставляет идеальный мир, мир его любви, реальному.
Противопоставление мистике символистов красоты реального мира. Противопоставление мистике символистов красоты реального мира. Создание элитарной поэзии. Создание элитарной поэзии. В центре творчества – человек в его духовных и истори- ческих проекциях. В центре творчества – человек в его духовных и истори- ческих проекциях.
Нам казалось, что мы противостоим символизму. Но действительность мы видели на поверхности жизни, в любовании мертвыми вещами и на деле оказались лишь привестком к символизму и были столь же далеки от живой жизни, от народа. С. Городецкий
Устами поэтессы заговорила женщина, которая из объекта поэтического чувства превратилась в лирического героя. Поиски нового поэтесса осуществляет через гражданские и фило- софские рассуждения. Поиски спасения в религии.
Окончательный и полный разрыв со всеми тради- циями. В своей творческой практике отбрасывали нормы правописания и пунктуации, разра- батывали новые типы рифм и новые ритмы. Плодотворно экспериментировали в области стихотворной графики (фигурные стихи, визуальная поэзия и др.)
Сочетание мятежа против устаревшего искусства с мятежом против устаревшего способа жизни. Сочетание мятежа против устаревшего искусства с мятежом против устаревшего способа жизни. Осознание своего творчества как «революции в искусстве». Осознание своего творчества как «революции в искусстве». Талант – на службе у революции.
Поэт, который не принад- лежал к определенному течению. Характерные черты творчества: Особенная ясность, выразительность, просвещение. Особенная ясность, выразительность, просвещение. Стремление понять и осмыслить непостижимые противоречия жизни. Стремление понять и осмыслить непостижимые противоречия жизни.
Ратуя за независимость формы в поэзии, модернисты лишали ее высокого назначения -- доступности массам и тем самым обрекали свое творчество на камерную замкнутость. Ратуя за независимость формы в поэзии, модернисты лишали ее высокого назначения -- доступности массам и тем самым обрекали свое творчество на камерную замкнутость. В «Серебряном веке» явственнее звучит драматическая нота – предчувствие приближающейся катастрофы, но, несмотря на это, все преследовали единую благородную цель – поднять русскую литературу на качественно новый уровень. В «Серебряном веке» явственнее звучит драматическая нота – предчувствие приближающейся катастрофы, но, несмотря на это, все преследовали единую благородную цель – поднять русскую литературу на качественно новый уровень.