ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ Урок русского языка 8 класс.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Быстрое чтение Урок-8 Агошкова Екатерина. Прочитай слоги.
Advertisements

Фразеологические единицы, их типы. План лекции: 1.Что такое фразеологизм? 2. Особенности фразеологизмов. 3. Классификация фразеологизмов с точки зрения.
МАОУ Средняя общеобразовательная школа 1 р.п. Красные Баки Употребление фразеологизмов в речи современного школьника. Выполнила обучающаяся 9 «а» класса.
«Новая» фразеология в публицистике» Презентация для урока русского языка или урока МДО /междисциплинарного обучения/ учителя МОУ лицея «Созвездие» №131 Муравской Г.А.
Презентация для урока русского языка Работу выполнила: Голубева Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы 2015 г.
Тема урока: «Фразеологизмы в языке, тексте, речи».
Фразеологи я. Признаки фразеологизмов Урок русского языка в 6 классе Учитель русского языка Загумённова Ольга Валерьевна МОУ Варгатерская основная общеобразовательная.
Русский Язык Выполнил студент группы 29 Веретин Олег.
Слово и его лексическое значение. Цели и задачи Знать определение понятий «Лексика», «Лексическое и грамматическое значения слова» Знать определение понятий.
Фразеология Фразеология раздел теоретической лингвистики, изучающий устойчивые речевые обороты и выражения теоретической лингвистики.
Странная картинка, не правда ли... А это не что иное как ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ в прямом значении.
Ознакомление учащихся с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания слов. Ознакомление учащихся с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания.
Фразеологизмы Учительская презентация Давлятовой Г.К.
Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Может быть переходным и непереходным,
Русская фразеология 11 класс. Какие из этих терминов относятся к фразеологии? Устойчивое словосочетание Постоянный эпитет Фразеологический оборот Контекстный.
ФРАЗЕОЛОГИЯ «ФРАЗИС» «ЛОГОС». ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ имеющие структуру предложения имеющие структуру словосочетания бабушка надвое сказала след простыл подчинительные.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Фразеологизмы. Использование фразеологизмов в речи. Выполнила работу: ученица IV «Б» класса Агаркова Валерия. Руководитель:
Тема урока : « Фразеологизмы » повторение и обобщение пройденного. « Нет слова, которое бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца,
Фразеологизмы. Наш язык богат яркими, образными выражениями. Многие из них являются устойчивыми словосочетаниями, или фразеологизмами. Например, бежать.
Шутливо, да не очень Автор: Воронович Мария Владимировна.
Транксрипт:

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ Урок русского языка 8 класс

ЗНАТЬ Определение фразеологизмов; фразеологические словари; важность обогащения словарного запаса. УМЕТЬ: сопоставлять фразеологический оборот со словом и свободным сочетанием слов; использовать фразеологизмы с целью обогащения речи

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ В словарный состав языка входят не только отдельные слова, но также устойчивые сочетания слов – фразеологизмы, которые являются предметом изучения фразеологии – относительно самостоятельного раздела лексикологии. Так же, как слова, фразеологизмы представляют собой лексические единицы, потому что они постоянны по своему составу и лексическому значению. Без утраты смысла во многих из них нельзя заменять слова на синонимичные (сравните: протянуть ноги и вытянуть ноги) и распространить их другими словами (сравните: протянуть ноги и протянуть свои ноги). Лексическое значение фразеологизма не является суммой значений составляющих его компонентов (слов), хотя может зависеть от них. Значение некоторых фразеологизмов можно передать одним словом – синонимом (Ну, это бабушка надвое сказала – Ну, это враньё).

Фразеологизмы классифицируются по степени спаянности слов и зависимости значения всего фразеологизма от значений слов, входящих в его состав (классификация академика В.В. Виноградова): фразеологические сращения – словосочетания с абсолютной спаянностью частей, целостное значение которых не выводится из значений составляющих их слов (съесть собаку, остаться с носом, как пить дать). Часто в состав таких фразеологизмов входят архаизмы (бить баклуши, точить балясы, попасть впросак, ничтоже сумнящиеся); фразеологические единства – словосочетания, целостное, неделимое значение которых (как правило, образное) в той или иной степени объясняется отдельными значениями составляющих их слов (вылететь в трубу, держать камень за пазухой, заткнуть за пояс); фразеологические сочетания, в состав которых входят слова, каждое из которых имеет самостоятельное значение, но значение одного из слов не свободно, связано; или встречается только в данном словосочетании (расквасить нос), или в нескольких, но близких по смыслу (так, слово щекотливый имеет значение требующий большой осмотрительности, но можно сказать щекотливый вопрос, щекотливая тема, щекотливая ситуация и нельзя сказать щекотливая поездка); или употребляется в этом значении только в данном сочетании (или в нескольких, близких по смыслу), а в других имеет иное значение (сравните: тоска/грусть берёт и берёт книгу). Словосочетание, представляющее собой фразеологизм, является единым членом предложения. Так, в предложении Мы остались с носом фразеологическое сращение остались с носом – сказуемое. Допустимо охарактеризовать как разные члены предложения лишь слова некоторых фразеологических сочетаний, как правило, таких, в которых слово со связанным значением может сочетаться с несколькими словами (щекотливый(ая) вопрос/тема/ситуация). Совокупность фразеологизмов составляет фразеологию языка. Фразеологизмыфиксируются и толкуются во фразеологических словарях.

ЭТО ИНТЕРЕСНО Почему так говорят? Ты когда- нибудь ходил буквой «Г»? Нет? Напрасно, это довольно увлекательное занятие. Вот, например, конь всегда ходит «Г». Конечно, не живой конь, а шахматный. Все шахматные фигуры передвигаются по прямой линии, и только конь ходит зигзагами, напоминающими по форме букву «Г». С помощью такого хитрого хода конь может оказаться в тылу шахматного противника, где его никто не ждёт. Поэтому и про человека, совершившего неожиданный, хитроумный поступок, говорят: он сделал ход конём.

ЗАДАНИЕ 1 Рассмотрите рисунки. Какие фразеологизмы имел в виду художник, создавая эти шутливые рисунки? Запишите эти фразеологизмы. Составьте с ними предложения.

ЗАДАНИЕ 2 В озвученном тексте найдите фразеологизмы, объясните их значение. С виду мы не очень схожи: Петька толстый, я худой. Не похожи мы, а всё же Нас не разольёшь водой! Текст 1 Текст 2 Спускался я с пригорка И вёдра нёс в руках – Бренчали два ведёрка О всяких пустяках. Когда же шёл я бодро От речки до ворот, Помалкивали вёдра, Воды набравши в рот… ( Б. Заходер)

ЗАДАНИЕ 3 Ученики получили задание: написать рассказ, используя в нём фразеологизмы.Какие недочёты вы заметили в следующем отрывке из сочинения ? На перемене Лена спрятала куда-то мой портфель и не хотела отдавать. И стала водить меня за нос по всему классу. А Люся и Катя знали, где портфель, но они в рот воды набрали. Я на них обиделась, и между нами чёрная кошка пробежала. Когда портфель нашёлся, я всё равно была расстроенная, не в своей тарелке и как в воду опущенная. Понимает ли ученица значение использованных фразеологизмов ? Правильно ли их употребляет ?

ТЕСТ

« Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав в русском языке есть великое множество хороших слов и названий» К. Паустовский