Знакомство с историей и основными понятиями французской карикатуры на примере работ известных французских карикатуристов.
Понимание своеобразия других народов, постижение « тайны национальностей », расширяют кругозор и учат терпимости, что очень важно в современном мире.
Карикатура ( итал. от caricare нагружать, преувеличивать ). В широком смысле слова под карикатурой понимают всякое изображение, где сознательно создаётся комический эффект, соединяются реальное и фантастическое, преувеличиваются и заостряются характерные черты фигуры, лица, костюма, манеры поведения людей, изменяются соотношения их с окружающей средой, используются неожиданные сопоставления и уподобления.
Расцвет карикатуры связан обычно с периодами крупных общественных конфликтов, с эпохами наибольшей активности народных масс, когда она оказывается сильным и действенным средством борьбы демократических сил. Зарождение жанра карикатуры связано с Крестьянской войной г. г. в Германии, Реформацией, первыми буржуазными революциями 1618 вв. в Нидерландах, Англии, Франции.
В годы Великой французской буржуазной революции карикатура приобретает особенное значение. Французская карикатура обрушилась на внешних врагов республики, едко высмеивая пруссаков, австрийцев, англичан.
Французская карикатура времен великой буржуазной революции : Примером может служить одна из гравюр : Большая королевская точильная мастерская английских кинжалов художника Дюбуа.
Карикатура Франции в XX веке Дело Дрейфуса.
Подлинный всплеск карикатуры связан с Первой мировой войной, когда она процветает во всех воюющих странах. Во Франции основанный в 1893 году журнал « Смех » превращается к 1915 году в « Красный смех ». Пацифистские карикатуры Георга Гросса
Карикатура Франции в XX веке В 1923 году Гросс изображает Гитлера в виде смехотворного и одновременно страшного Зигфрида.
Во Франции период между двумя войнами – это период быстрой смены стилей, быстрой художественной эволюции. Рождается так называемая редакционная карикатура, которая помещается рядом с редакционной статьей.
Карикатура Франции в XX веке Французская сатирическая газета «Le canard enchaine» (« Закованная утка »).
Карикатуристы в сопротивлении Карикатура Рауля Каброля.
После войны одним из излюбленных сюжетов карикатуристов становится генерал де Голль. В е годы появляются новые сатирические газеты, которые связаны с протестными движениями этого периода и, в особенности с маем 1968 года. Сатирический еженедельник «Charly Hebdo». Лучшие французские мастера : Топор, Кабю, Волински, Сине.
Французские карикатуристы Жан Кабю - автор знаменитого персонажа Монбоф, который символизирует самодовольство провинциальной Франции. И самый известный его герой - Большой Дюдюш
Жорж Волински. Создал самый едкий и злой портрет среднего француза.
Жан Эффель Эффель открыл в карикатуристе поэта и литератора. Создал серию « Сотворение мира ».
В начале XX века был придуман Monieur Dupont– образ среднего француза. В 1980 г. на свете появился Супердюпон.
Будущее карикатуры Наибольшее процветание карикатуре в ее новом выражении приносит телевидение. Серия « Спиттинг Имидж ». « Бебет Шоу », а затем «Les guignols de l info» (« Клоуны информации »). Наибольшая свобода у карикатуриста – в интернете.
Юмор в нашей жизни занимает важное место. К актерам и юмористам следует прислушиваться в той же мере, что и к экспертам или политикам, потому что устами шута чаще глаголет истина, которую другие отрицают. Одна из целей юмора – создать атмосферу сопричастности, когда только приобщенные понимают смысл тех или иных шуток. Тиранчики, тираны, великие тираны приходят и уходят. А искусство карикатуры будет существовать даже тогда, когда на планете не останется даже маленького уголка для тирании.