« Использование нетрадиционного оборудования на занятиях по развитию фонетико - фонематической системы языка, навыков языкового анализа и синтеза » Подготовила учитель - логопед Лаптева Лариса Владимировна « Детский сад 81 « Солнышко » комбинированного вида » Подготовила учитель - логопед Лаптева Лариса Владимировна « Детский сад 81 « Солнышко » комбинированного вида »
Индивидуальный набор : проволоки, длиной 50 сантиметров, обтянутые атласной лентой, красного, синего и зеленого цветов, что соответствует обозначению гласного, согласного твердого и согласного мягкого звуков. Это оборудование позволяет на занятии решать одновременно комплекс поставленных задач. Индивидуальный набор : проволоки, длиной 50 сантиметров, обтянутые атласной лентой, красного, синего и зеленого цветов, что соответствует обозначению гласного, согласного твердого и согласного мягкого звуков. Это оборудование позволяет на занятии решать одновременно комплекс поставленных задач.
Организационный момент На подгрупповых логопедических занятиях, после организационного момента и объявления темы, детям раздаются индивидуальные наборы проволок, логопед просит положить их перед собой. Дополнительно раздаются карандаши тех же цветов. Логопед предлагает детям вспомнить, что такое звук и что такое буква ? Какие бывают звуки, как они обозначаются ? Затем предлагает поиграть в игру « Волшебные проволочки ». На подгрупповых логопедических занятиях, после организационного момента и объявления темы, детям раздаются индивидуальные наборы проволок, логопед просит положить их перед собой. Дополнительно раздаются карандаши тех же цветов. Логопед предлагает детям вспомнить, что такое звук и что такое буква ? Какие бывают звуки, как они обозначаются ? Затем предлагает поиграть в игру « Волшебные проволочки ».
Задание 1: Логопед просит детей сидеть тихо и сосредоточиться. Знакомит их с правилами игры, которые могут усложняться в зависимости от возраста, периода обучения и зоны ближайшего развития. Логопед предлагает детям, узнать звук, сначала под визуальным контролем и по подражанию артикуляции звука, затем прикрыв губы листком бумаги, произнося его, просит узнать на слух.
Дети должны : Взять проволоку нужного цвета ; Выгнуть из проволоки букву, обозначающий заданный звук, при необходимости, воспользоваться вспомогательными карандашами ; Правильно поднять или положить букву на парте ; Затем дать полную характеристику данного звука ; Дети должны : Взять проволоку нужного цвета ; Выгнуть из проволоки букву, обозначающий заданный звук, при необходимости, воспользоваться вспомогательными карандашами ; Правильно поднять или положить букву на парте ; Затем дать полную характеристику данного звука ;
Данное занятие позволяет решить поставленные задачи : Совершенствовать фонематическое восприятие, развитие навыков звукового анализа и синтеза ; Развитие слухового внимания, слуховой памяти, речевого слуха, т. е. формирование правильных акустических образов звуков ; Данное занятие позволяет решить поставленные задачи : Совершенствовать фонематическое восприятие, развитие навыков звукового анализа и синтеза ; Развитие слухового внимания, слуховой памяти, речевого слуха, т. е. формирование правильных акустических образов звуков ;
Развитие зрительного внимания и памяти, т. е. формирование правильных зрительных образов звуков.
Развитие наглядно - образного и конструктивного мышления ;
Развитие навыка ориентировки в пространстве ;
Развитие мелкой моторики ;
Задание 2: Логопед просит детей сидеть тихо, сосредоточиться и знакомит с правилами игры ( которые могут усложняться в зависимости от возраста, периода обучения и зоны ближайшего развития ). Прикрыв губы листком бумаги, для каждого ребенка произносит определенный звук. Логопед просит детей сидеть тихо, сосредоточиться и знакомит с правилами игры ( которые могут усложняться в зависимости от возраста, периода обучения и зоны ближайшего развития ). Прикрыв губы листком бумаги, для каждого ребенка произносит определенный звук.
Дети должны : Взять проволоку нужного цвета ; Выгнуть из проволоки нужную букву, обозначающую заданный звук, при необходимости, воспользоваться вспомогательными карандашами ; Правильно поднять или положить букву на парте ; Дать полную характеристику данного звука ; Затем логопед произносит слово и предлагает детям встать в таком порядке, чтобы мы могли прочитать его ; При этом дети должны правильно держать букву ; Дети должны : Взять проволоку нужного цвета ; Выгнуть из проволоки нужную букву, обозначающую заданный звук, при необходимости, воспользоваться вспомогательными карандашами ; Правильно поднять или положить букву на парте ; Дать полную характеристику данного звука ; Затем логопед произносит слово и предлагает детям встать в таком порядке, чтобы мы могли прочитать его ; При этом дети должны правильно держать букву ;
Данное задание позволяет решить поставленные задачи : Совершенствовать фонематическое восприятие, развитие навыков звукового анализа и синтеза ; Развитие слухового внимания, слуховой памяти, речевого слуха, т. е. формирование правильных акустических образов звуков ; Развитие наглядно - образного и конструктивного мышления ; Развитие навыка ориентировки в пространстве ; Развитие мелкой моторики. Данное задание позволяет решить поставленные задачи : Совершенствовать фонематическое восприятие, развитие навыков звукового анализа и синтеза ; Развитие слухового внимания, слуховой памяти, речевого слуха, т. е. формирование правильных акустических образов звуков ; Развитие наглядно - образного и конструктивного мышления ; Развитие навыка ориентировки в пространстве ; Развитие мелкой моторики.
Задание 3: Логопед просит детей сидеть тихо, сосредоточиться и знакомит с правилами игры ( которые могут усложняться в зависимости от возраста, периода обучения и зоны ближайшего развития ). Прикрыв губы листком бумаги, для каждого ребенка произносит определенный звук. Дети должны : Взять проволоку нужного цвета ; Выгнуть из проволоки букву, обозначающий заданный звук, при необходимости воспользоваться вспомогательными карандашами ; Правильно поднять или положить букву на парте ; Дать полную характеристику данного звука ; Логопед просит детей сидеть тихо, сосредоточиться и знакомит с правилами игры ( которые могут усложняться в зависимости от возраста, периода обучения и зоны ближайшего развития ). Прикрыв губы листком бумаги, для каждого ребенка произносит определенный звук. Дети должны : Взять проволоку нужного цвета ; Выгнуть из проволоки букву, обозначающий заданный звук, при необходимости воспользоваться вспомогательными карандашами ; Правильно поднять или положить букву на парте ; Дать полную характеристику данного звука ;
Логопед произносит слово и просит детей определить, сколько в слове слогов, сколько в каждом слоге звуков и каких. Затем просит встать детей, которые сделали буквы обозначающие звуки первого слога, и выстроиться в определенном порядке ; Логопед произносит слово и просит детей определить, сколько в слове слогов, сколько в каждом слоге звуков и каких. Затем просит встать детей, которые сделали буквы обозначающие звуки первого слога, и выстроиться в определенном порядке ;
Затем просит встать детей, которые сделали буквы обозначающие звуки второго слога, и выстроиться в нужном порядке.
Впоследствии можно усложнять задание, сначала предложить встать детям и выстроить второй слог, первый, третий ( дети каждого слога берут друг друга под ручки ), ребята должны озвучить свой слог ; Затем логопед произносит слово по слогам и просит детей – « слоги » встать в таком порядке, чтобы мы могли прочитать слово. В подготовительной группе, детям предлагается обозначить слияние звуков в слоге и отдельно стоящие звуки. Впоследствии можно усложнять задание, сначала предложить встать детям и выстроить второй слог, первый, третий ( дети каждого слога берут друг друга под ручки ), ребята должны озвучить свой слог ; Затем логопед произносит слово по слогам и просит детей – « слоги » встать в таком порядке, чтобы мы могли прочитать слово. В подготовительной группе, детям предлагается обозначить слияние звуков в слоге и отдельно стоящие звуки.
для того, чтобы изобразить в слове « СПИНА » слог « СПИ » – дети - « звуки » [ С ] и [ П ] – держатся за руки, а [ П ] и [ И ] – берутся под ручку, держа в руках буквы из проволок ; дети изображающие слог « НА », держась под ручку, встают на расстоянии от первого слога по одной линии ; для того, чтобы изобразить в слове « СПИНА » слог « СПИ » – дети - « звуки » [ С ] и [ П ] – держатся за руки, а [ П ] и [ И ] – берутся под ручку, держа в руках буквы из проволок ; дети изображающие слог « НА », держась под ручку, встают на расстоянии от первого слога по одной линии ;
Затем читается слово по схеме.