Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 1 р. п. Переяславка.
* Реализация плана введения курса «Основы религиозных культур и светской этики» в школе
* Реализация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» вызывает большое количество вопросов, споров и определенных проблем.
* 1. Курс новый. Между теорией и практикой достаточно большая дистанция. * 2. Каждый из нас занят самостоятельными поисками ответов на возникающие вопросы и проблемы, при этом мы во многом обречены на «варку в собственном котле», так как на многие школы приходится, как правило, единственный специалист по данному предмету. * 3. Этот курс имеет не только образовательную специфику, но и такой важнейший компонент как- духовно- нравственное воспитание. И реализовать эти компоненты можно только в тесном единстве. * 4. Новый курс имеет такую имеет такую практическую направленность как - связь с социумом. И в этом направлении у каждого из нас возможны свои поиски и свои достижения.
* 1. Предмет является новым для каждого из нас. При этом, никто из нас сам подобного курса не изучал ни в школе, ни в вузе. Мы сразу же оказываемся в положении учителей работающих по принципу: «Вечером выучил, утром пересказал». * 2. Никто из нас не является одинаково компетентным в православной, иудейской, мусульманской, буддийской культурах. А также специалистом по светской этики. Что-то каждый из нас знает лучше, что -то хуже. * 3. Каждому человеку присущи некоторые сомнения в правильности своих действий, особенно если дело выполняется впервые.
* Выбор модулей курса ОРКСЭ * гг. * Основы светской этики – 26 человек * Основы мировых религий – 23 человек * Основы православной культуры – 14 человек * Выбор модулей курса ОРКСЭ * гг. * Основы светской этики – 40 человек * Основы мировых религий – 19 человек * Основы православной культуры – 13 человек
* Было проведено анкетирование родителей и детей по разным проблемным вопросам, связанных с введением курса ОРКСЭ. * ОПРОШЕНО: * Детей – 19 * Родителей - 19
Родители: 1.Какой модуль курса Вы выбрали для своего ребенка? * Основы светской этики - 14 * Основы мировых религиозных культур – 3 * Основы православной культуры - 1 * Скорее отрицательно - 1 Дети: 1.Кто выбирал модуль курса. Который ты изучаешь? * Родители – 15 * Не знаю - 4
2. Если Вы участвовали в выборе модуля курса, испытывали ли трудности с выбором? * Да – 14 * Нет Понятны ли тебе тексты учебного пособия? * Да, все понятно – 7 * Не все понятно – 11 * Ничего не понятно - 1
* Разным мировоззрением членов семьи – 6 * Недоверием к нововведениям – 12 * Нежеланием изучать курс - 1 * Да, все понятно – 7 * Не все понятно – 11 * Ничего не понятно - 1
* Дополнительная нагрузка на школьника – 16 * Формирование фронтального отношения к религии - 3 * Да, очень интересно – 15 * Не очень интересно – 2 * Не интересно - 2
* Изучение праздников и традиций – 6 * Беседы о хороших и плохих поступках людей – 8 * Игры и театральные инсценировки - 4 * Интерес ребенка к изучению именно этого курса – 8 * Уклад жизни семьи, семейные традиции – 7 * Мнение классного руководителя и других родителей - 2
* Без оценок – 10 * Затрудняюсь ответить - 9 * Слушаем рассказы учителя – 10 * Смотрим фильмы, слайды – 10 * Читаем учебник – 8 * Отмечаем праздники, знакомимся с традициями - 4
* Да – 10 * Скорее да, чем нет - 9 * Да, всегда – 2 * Иногда – 10 * Не обсуждаю - 7
* Да – 17 * Скорее да - 2 * Да, были, материал был непонятен: много было незнакомых слов – 7 * Таких ситуаций не было - 12
* - написание рассказов * - создание спектаклей- миниатюр * - социологические опросы среди учащихся, учителей и работников школы * - работа по предложенной схеме * - публичные выступления учащихся * - работа в группах * - ролевые игры * - составление словаря терминов
P.S. Проповедовать с амвона, увлекать с трибуны, учить с кафедры гораздо легче, чем воспитывать одного ребенка А.И. Герцен Поэтому наша задача как преподавателей нравственного курса воспитывать каждого. Помогать правильно ориентироваться в жизни. Научить быть просто ЧЕЛОВЕКОМ.