СЕМИНАР ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НПО СЕМИНАР ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НПО ПО ПРОФЕССИИ ПОВАР, КОНДИТЕР ГБОУ СПО ТК 14 ФАКУЛЬТЕТ РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА Методист Соколова Е.И г.
ФГОС НПО ДисциплиныПМ (МДК) Специализация преподавателей Преподаватель - универсал Учебники по дисциплинам Учебники по МДК, ПМ Классические методы обучения Интерактивные методы обучения 2 ч 2 -6 ч ЭОР Дистанц. курс
Теоретическое обучение Учебная практика Производственная практика ВсегоООД ГОС НПО/ 147 н ОПД /26540/ Спец. дисциплины ФГОС НПО/ 125 н ОПД – /9432/ ПМ Общий срок обучения уменьшен на полгода: практика на 19 недель, теория - на 340 час/9 недель Пути решения: Пути решения: интенсификация обучения (создание практико- ориентированной образовательной среды; тщательный отбор содержания обучения; использование интерактивных способов обучения; усиление роли внеаудиторной самостоятельной работы и индивидуализация обучения; мотивация - ознакомление с ФОС в начале обучения)
Несоответствие результатов обучения срокам и требованиям ПС индустрии питания Квалификацион- ный уровень Наименова- ния должностей Характеристика деятельности I Квалификацион- ный уровень (ПС индустрии питания, ФРиО) Помощник повара Обработка и нарезка овощей и плодов, подготовка зерновых продуктов, муки, яиц и полуфабрикатов из мяса, домашней птицы и рыбы для простых блюд. Приготовление простых блюд из овощей, круп, бобовых, рыбы, мяса, домашней птицы, яиц и муки. Подготовка к работе производственных цехов и поддержание в чистоте и порядке рабочих мест и технологического оборудования. Составление однодневного заказа на продукты. Отпуск готовой продукции с раздачи/прилавка и на вынос. III разряд ЕТКС Повар Приготовление блюд и кулинарных изделий простого ассортимента. Варка овощей, каш, бобовых, макаронных изделий, яиц. Жарка овощей, изделий из котлетной массы (овощной, рыбной, мясной), блинов, оладий, блинчиков. Запекание овощных и крупяных изделий. Процеживание, протирание, замешивание, измельчение, формовка, фарширование, начинка изделий. Приготовление бутербродов, блюд из полуфабрикатов, консервов и концентратов. Порционирование (комплектация), раздача блюд массового спроса.
Квалификацион- ный уровень Наименова- ния должностей Характеристика деятельности II квалификационный уровень (ПС индустрии питания, ФРиО) Повар Обработка мяса, птицы, рыбы и изготовление п/ф из них для основных блюд. Приготовление широкого ассортимента основных холодных и горячих блюд. Сервировка и оформление холодных и горячих блюд для подачи. Составление технологической документации на блюда. Приготовление пищи с последующим охлаждением и замораживанием. IV разряд ЕТКС Повар Приготовление блюд и кулинарных изделий средней сложности: салатов из свежих, вареных и припущ. овощей, с мясом, рыбой; винегретов; рыбы под маринадом; студня; сельди натуральной и с гарниром. Варка бульонов, супов. Приготовление вторых блюд из овощей, рыбы и морепродуктов, мяса и мясных продуктов, с/х птицы и кролика в вареном, тушеном, жареном, запеченном виде; соусов, горячих и холодных напитков; сладких блюд, мучных изделий: вареников, пельменей, расстегаев, кулебяк, пирожков, лапши дом., ватрушек и др. Несоответствие результатов обучения срокам и требованиям ПС индустрии питания
ВПДКодНаименование результатов обучения Приготовление блюд из овощей и грибов (1 и 2 кв. ур. ПС) ПК 1.1 Производить первичную обработку, нарезку и формовку традиционных видов овощей и плодов, подготовку пряностей и приправ ПК 1.2 Готовить и оформлять основные и простые блюда и гарниры из традиционных видов овощей и грибов Приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых, макаронных изделий, яиц, творога, теста (1 кв. ур. ПС) ПК 2.1 Производить подготовку зерновых продуктов, жиров, сахара, муки, яиц, молока для приготовления блюд и гарниров ПК 2.2 Готовить и оформлять каши и гарниры из круп, простые блюда из бобовых и кукурузы ПК 2.3 Готовить и оформлять простые блюда и гарниры из макаронных изделий ПК 2.4 Готовить и оформлять простые блюда из яиц и творога ПК 2.5 Готовить и оформлять простые мучные блюда из теста с фаршем Приготовление супов и соусов (2 кв. ур. ПС) ПК 3.1 Готовить бульоны и отвары ПК 3.2Готовить простые супы ПК 3.3 Готовить отдельные компоненты для соусов и соусные полуфабрикаты ПК 3.4Готовить простые холодные и горячие соусы Несоответствие результатов обучения срокам и требованиям ПС индустрии питания
Пути решения: 1) Анализ требований ФГОС, ПС и ЕТКС 1) Анализ требований ФГОС, ПС и ЕТКС и разработка программ на его основе. 2) Высокий % практико-ориентированности в учебном плане 2) Высокий % практико-ориентированности в учебном плане – 80, позволяющий ввести большое количество лабораторно-практических занятий, организовывать аудиторную самостоятельную работу по освоению программ. 2) Разработка дидактических материалов нового типа, 2) Разработка дидактических материалов нового типа, содержащих информацию в «сжатом» виде, хорошо иллюстрированных, для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы, курсов для дистанционного обучения, ЭОР лицензионных и собственных.
1. Курсы повышения квалификации, семинары, стажировка взаимопосещения занятий 2. Изучение новой отраслевой литературы
Выделение ВПД по видам сырья, а не по цеховому делению при составлении ФГОС, привело к нарушению принципа автономности модулей, последовательности освоения ПК, принятой в отрасли, утрате возможности сертификации ВПД в НПО Приготовление блюд из овощей и грибов ПК 1.1 Производить первичную обработку, нарезку и формовку традиционных видов овощей и плодов, подготовку пряностей и приправ Овощной цех ПК 1.2 Готовить и оформлять основные и простые блюда и гарниры из традиционных видов овощей и грибов Горячий цех ПК 1.2. невозможно реализовывать, не освоив ПК 3.3. и ПК 3.4., а ПК 3.1., 3.2., 3.3., 3.4. невозможно реализовывать, не освоив ПК 1.1. Пути решения: 1)Изменение последовательности освоения ПМ Пути решения: 1) Изменение последовательности освоения ПМ, освоение ПМ частями в соответствии с логикой освоения профессии, принятой в отрасли: ПК 1.1; ПК 3.1, 3.2, 3.3, 3.4; ПК1.2 и т.д. 2) Тарификация увязанных одному преподавателю 2) Тарификация увязанных друг с другом ПМ одному преподавателю.
Слишком большое количество ПМ с небольшим количеством часов, что приводит к необходимости включать их сразу по несколько в семестр Студент вынужден осваивать одновременно сразу несколько ВПД, что противоречит принципам модульного обучения, затрудняет организацию внеаудиторной самостоятельной работы без перегрузки и превышения мах нагрузки в неделю Пути решения: Тарификация одному преподавателю Тарификация ПМ одного семестра в каждой группе одному преподавателю, что позволяет осваивать ПМ по графику постепенно в той последовательности, которая обусловлена логикой освоения профессии
Небольшое кол-во часов на практику в рамках одного модуля, затрудняет адаптацию студента в условиях производства Пути решения: группировать модули в уч. плане так, чтобы ВПД, осваиваемые в одном семестре, реализовывались в одном цехе: горячем, холодном Составлять график практики с учетом нагрузки преподавателей, ведущих МДК Проводить квалификационный экзамен сразу по нескольким ВПД, нескольким ПК
Затруднена возможность правильной организации произ обучен, когда мастер находится со всей группой и помогать студентам осваивать первичные умения при постоянном и непосредственном контроле – высокий % практикоорент, большое кол-во лаб раб привлечение мастеров в лаборат, создание уч. центров, позволяющих правильно организ учебную практику, направленную на формир первичных умен в интересах обучения, а не только выполнения произв программы работодателя
Работодатель не заинтересован в расстановке по цехам в соответствии с осваиваемым ВПД Распределяя на практику малыми группами, можно добиться освоения программы модуля даже за более короткий срок, так как студент будет точно на требуемом раб месте
Большие затраты времени на разработку и оформление методического обеспечения обучения - создавать рабочие группы, активизировать работу ПЦК В случае дробления МДК на отдельные части, равные дисциплинам ГОС затруднит оценку сформированности ПК и ОК на экзамене квалификационном (ЭК)