Подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ 68 г.Краснодар Демихина Ольга Александровна
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним. (Хуторской А. В.) Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. (Хуторской А. В.)
Ценностно-смысловая компетенция Общекультурная компетенция Учебно – познавательная компетенция Информационная компетенция Коммуникативная компетенция Социально-трудовая компетенция Компетенция личностного самосовершенствования
Извлечение основного содержания услышанного или прочитанного Точная формулировка мыслей Исследование различных вариантов решения задач Сотрудничество с другими (учениками или учителем) при выполнении общего задания Планирование действий и времени Оценка результатов своей деятельности
На сегодняшний день не существует единой классификации ключевых компетенций. Чаще всего выделяют классификацию базовых компетенций: информационная – готовность к работе с информацией; коммуникативная – готовность к общению с другими людьми; кооперативная – готовность к сотрудничеству с другими людьми; проблемная – готовность к решению проблем; рефлексивная – готовность к анализу собственной деятельности.
Умение самостоятельно интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи; делать выводы; использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации; структурировать имеющуюся информацию; представлять ее в различных формах и на различных носителях.
умение самостоятельно вступать в контакт с любым собеседником; поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, выражать свои мысли в формах монолога и диалога, а также с использованием средств невербального общения; слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению; высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение; грамотно разрешать конфликты в общении; оценивать успешность ситуации общения; корректно завершать ситуацию общения.
умение самостоятельно выявлять проблему в ситуациях избыточной информации; формулировать цель; делить ее на ряд последовательных задач; находить альтернативные пути и средства решения задач; определять наиболее и наименее выигрышные из них; предвидеть возможность появления вторичных проблем вследствие использования указанных путей и средств; реализовать выбранные пути и средства решения проблемы; публично представлять результаты; оценивать степень разрешенности проблемы и характер достигнутого продвижения.
умение самостоятельно находить партнеров для сотрудничества и объединяться с ними в группы; распределять межу участниками группы задачи и роли; действовать в качестве ситуативного лидера группы и в качестве исполнителя; координировать свои действия с действиями других членов группы, решающих общую задачу; анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы команды; осуществлять коллективное подведение итогов, включая самооценку коллективной деятельности и ее результатов
самоанализ деятельности, проводимый каждым ребенком; продолжение предметной деятельности; оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы; обсуждение дальнейшей перспективы; рефлексия процесса мышления; осмысление задачи, для решения которой недостаточно знаний.
* обращение к прошлому или к только что сформированному опыту учащихся; *открытое обсуждение новых знаний, в ходе которого оказываются задействованными: непосредственно-субъектная позиция учащихся и опосредованно- прежний опыт; *решение проблемных задач и обсуждение проблемных ситуаций, соразмерных опыту учащихся данного возраста; *дискуссия учащихся, столкновение их субъективных позиций; *игровая деятельность: ролевые игры, игровой психологический тренинг или практикум; *проектная деятельность: исследовательские, творческие, ролевые, практико-ориентированные мини-проекты и проекты -практические работы, имеющие жизненный контекст. В условиях реализации компетентностного подхода внеклассная деятельность учащихся несет не меньшую образовательную нагрузку, нежели во время урока
Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь.
Что вызвало трудности в работе? Что помогло преодолеть трудности? Какие ваши личные качества вам помогли, какие мешали? Что делать, чтобы в следующий раз работа получилась?
1.Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. Педагогика. 2003, Гетманская А. А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся. Сайт ИД "Первое сентября" г. 3.Дубова М. В. Организация проектной деятельности младших школьников с позиции компетентностного подхода. 4.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02, Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии Щербинова Н. Н. Реализация компетентностного подхода в общеобразовательной школе. ИД «Первое сентября», «Открытый урок»