ЗАДАЧИ: 1 Изучить теоретические вопросы темы (понятие, историю изучения фразеологизмов, виды фразеологизмов) 2 Провести анкетирование среди учителей начальной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МАОУ Средняя общеобразовательная школа 1 р.п. Красные Баки Употребление фразеологизмов в речи современного школьника. Выполнила обучающаяся 9 «а» класса.
Advertisements

Устойчивые выражения русского языка. Цель: Исследование происхождения, лексического значения и Употребления устойчивых выражений.
В мире северной фразеологии. Цели исследовательской работы: 1) познакомиться с понятием фразеология; 2) узнать в чём особенности фразеологизмов Земли.
VIII общеобразовательная конференция учащихся гимназических классов «Учись учится!» В мире северной фразеологии Автор: Мещерякова Яна, ученица 5 «А» класса.
МОУ «Тогурская начальная общеобразовательная школа». Группа «Словознайки».
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Куйбышевского района «Новоичинская средняя общеобразовательная школа» «Почему мы так говорим?» Исследовательская.
Ни один день нашей жизни не обходится без общения с родителями, друзьями, одноклассниками. При рассказе о каком – то событии часто простых слов бывает.
Устойчивый оборот речи, свойственный определённому языку и потому дословно не переводимый на другие языки, имеющий самостоятельное значение, которое в.
Странная картинка, не правда ли... А это не что иное как ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ в прямом значении.
Научно-исследовательская работа. Развитие ? Цель работы – определение центра управления человеческой жизнью.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Фразеологизмы. Использование фразеологизмов в речи. Выполнила работу: ученица IV «Б» класса Агаркова Валерия. Руководитель:
ПРОЕКТ «Зачем люди рисуют?» Проект выполнила: ученица 1 класса «Б» средней школы 5 Качеева Анастасия Руководитель проекта: учитель 1 категории Хоменко.
Ознакомление учащихся с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания слов. Ознакомление учащихся с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания.
Выполнила: Семенушкина Евгения Юрьевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ 50 г. Тюмени.
Фразеологизмы Фразеологизмы Урок русского языка в 6 классе.
Откуда в нашу речь пришли фразеологизмы? Богатство и сила русского языка определяется неиссякаемыми возможностями, которые подспудно скрываются в каждом.
ГОУ СОШ 367 Богданова Наталья Васильевна Лексика. Фразеологические обороты.
Откуда крылья у крылатого выражения? Презентация учащегося 4 класса МОУ «Саскалинская СОШ» Ерофеева Владимира.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: 1) УЗНАТЬ ОБ ИСТОРИИ ПОЯВЛЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ; 2) ОПРЕДЕЛИТЬ КАКИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ НАИБОЛЕЕ ЧАСТО УПОТРЕБЛЯЮТСЯ В БАСНЯХ; 3) СОСТАВИТЬ.
Фразеологизмы Презентация ученицы 6 «В» класса СГОУН Окорочковой Анастасии.
Транксрипт:

ЗАДАЧИ: 1 Изучить теоретические вопросы темы (понятие, историю изучения фразеологизмов, виды фразеологизмов) 2 Провести анкетирование среди учителей начальной школы на тему: «Какие фразеологизмы чаще всего используют учителя в работе с детьми?» Выбрать самые «популярные» 3 Провести опрос среди одноклассников и выяснить смысл понимания самых «популярных» фразеологизмов. 4 Изучить значения самых «популярных» фразеологизмов и объяснить их одноклассникам. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: Анкетирование Опрос Анализ Обобщение результатов

Из числа фразеологизмов, которые употребляют учителя есть такие выражения, значения которых школьники не понимают. Поэтому одним из способов решения этой проблемы является правильное и уместное употребление фразеологизмов в речи.

Фразеологизм – это устойчивое выражение с самостоятельным значением, близким к идиоматическому. (Толковый словарь Ожегова. С.И.Ожегов, Н.Ю. Шведова) Фразеологизм - это устойчивое сочетание слов, значение которого в целом не выводимо из значений составляющих его слов. (Словарь русского языка в 4 – х томах. Т. 4. – 1999год

Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. Родоначальником теории фразеологии считают Шарля Балли, Швейцарского лингвиста французского происхождения, т.к. он впервые систематизировал сочетания слов в своей книге «Французская стилистика», в которую включил главу о фразеологизмах. Также М.В. Ломоносов, составляя план словаря русского литературного языка указывал, что в него должны войти «Фразесы», «идиоматизмы», «речения», т.е. обороты, выражения. Академик Виктор Владимирович Виноградов впервые выделил виды фразеологических оборотов русского языка.

заимствованные Некоторые фразеологизмы заимствованы из старославянского языка: НЕСТИ СВОЙ КРЕСТ, СОЛЬ ЗЕМЛИ, МАННА НЕБЕСНАЯ, ФОМА НЕВЕРУЮЩИЙ. Большинство заимствованных фразеологизмов является дословным переводом иностранных выражений: ОТКЛАДЫВАТЬ В ДОЛГИЙ ЯЩИК (немецк,) БЫТЬ НЕ В СВОЕЙ ТАРЕРКЕ (франц.,) ГВОЗДЬ ПРОГРАММЫ (франц.,) СИНИЙ ЧУЛОК (англ.,) ТЁМНАЯ ЛОШАДКА (тюрск.,) УТЕЧКА МОЗГОВ (англ.,) С ВЫСОТЫ ПТИЧЬЕГО ПОЛЁТА (франц,) и т.д….

По символам В русской фразеологии есть слова – символы, которые отражают то, как люди думают о мире и о своей жизни в этом мире. Наиболее распространёнными являются 3 группы: Наименования животных: Например, заячья душа, труслив, как заяц, устал, как лошадь, медвежья услуга… Наименование цвета: Например, белый, день, чёрная зависть, белая ворона.. Наименование частей тела. Они составляют треть всех выражений во фразеологическом словаре русского языка А.И. Молоткова. Например, морочить голову, держать язык за зубами, надрать уши, сложа руки, взять себя в руки…

Какие фразеологизмы мы часто слышим в школе? Учителям начальной школы было предложено выбрать из списка фразеологизмов те выражения, которые они чаще всего используют в работе с детьми (не более 15) Список состоял из 50 фразеологизмов, связанных с частями тела человека, потому что они самые употребляемые.

Одноклассникам было предложено ззаданзад задание: написать значение фразеологизмов (из числа самых употребляемых учителями), чтобы выяснить понимание фразеологических оборотов.

1.Фразеологизмы: «ворон считать», «язык проглотил», «витать в облаках», «зарубить на носу», «как курица лапой» понимают правильно мои одноклассники. 2. Не все учащиеся значение фразеологизма « как рыба в воде», «тянуть за язык» написали правильно. 3. Но самым трудным стал фразеологизм «палец в рот не клади» Из 25 опрошенных только два человека дали правильный ответ.

Таков, что может постоять за себя; таков, что с ним нужно быть осторожным, т.к. он может воспользоваться доверчивостью, слабостью другого 1.На пальце микробы, грязь. Нельзя пальцы класть в рот, потому что пальцы грязные. 2. Не мешай. 3. Не старайся, всё равно не получится. 4. Очень умный. 5. Не зевай…. Фразеологизм образовался от пословицы: «Ему палец в рот не клади - откусит

Задачи, поставленные передо мной, выполнены, выдвинутая гипотеза подтверждена. 1. Работая над этим проектом, я получила более полное представление о фразеологизмах, познакомилась с историей и видами фразеологизмов. 2. Составила и провела анкетирование среди учителей и одноклассников с целью узнать, какие фразеологизмы используют учителя в своей работе и как понимают смысл некоторые фразеологизмы мои одноклассники. 3. Обработала полученные результаты, по результатам анкетирования составила диаграммы. 4. Выполнила презентацию по собранному материалу. 5. Представила результат проектно – исследовательской работы на школьной научно – практической конференции «Мир вокруг нас», где заняла почётное первое место.

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ Под редакцией Н.Ю. Шведовой; М:Русский язык, 1989 год. 2. Фразеологический словарь русского литературного языка в 2 –х т./ Сост. А.И.Фёдоров – М.Цитадель, 1997 год. 3. http: // idioms.shat.ru Русские фразеологизмы в картинках 4. http: // psy.biz.ua/ritorika/126 – istoriya - frazeoloqizmov.html История фразеологизмов

Спасибо за внимание!