Опыт работы воспитателя МДОУ детского сада 3 Калининой Г.В. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом» г. Калязин 2013г.
Противоречия и проблемы Противоречия и проблемы
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным городом» Наименование опыта Наименование опыта
В последнее время в людях пропало чувство гордости за свою Родину, за свой народ, появилось равнодушное отношение друг к другу. Детям стали чужды такие понятия, как милосердие, сочувствие, доброта, понимание. У каждого человека есть свой родной город. Именно от того, каким предстанет он перед дошкольником, какие эмоции, чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, зависит становление его гражданской позиции, патриотизма. И какие бы перемены не происходили в обществе, нравственно-патриотическое воспитание имеет все большее значение и в настоящее время становится приоритетной государственной задачей.
Задачи: 1. Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного города. 2.Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города. 3.Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе. 4.Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать их словарь, учить свободно мыслить, фантазировать. 5. Воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, дому, детскому саду, родной улице, городу. 6. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение и чувство гордости за свой родной город и его жителей.
Совершенствование работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию через ознакомление с родным городом. Ведущая педагогическая идея опыта
Технология опыта Принципы построения педагогического процесса историзм дифференциацияинтегративность гуманизм
экспериментирование, исследование, проектирование, моделирование, формирование нравственного поведения стимулирования, положительный пример взрослого, наблюдение. игра. Технология опыта Методы и приемы
Направления образовательной работы диагностика тематическое планирование создание развивающей среды организация работы с детьми в разных видах деятельности взаимодействие с семьей мониторинг Технология опыта
Развивающая среда (краеведческий мини-музей: «Люблю тебя мой Калязин», фотовыставка «Люби и знай родной свой город», «Народные промыслы»; выставка детских рисунков «Мой город»; полочка умных книг «История города», «Калязин- прошлое и настоящее»; мастерская по изготовлению сувениров; оформление альбомов «Природа родного города», «Наши достопримечательности», «Герб семьи». Технология опыта
Блочное тематическое планирование по ознакомлению с родным городом Технология опыта Тема блокаЦель 1Родной городзнакомство детей с родным городом (история возникновения города, название города, улиц, площадей, домашний адрес, достопримечательности, парки) 2Символика родного города. знакомство детей с символикой города(герб, его отличительные признаки) 3История народной культуры и традиций знакомство детей с народными промыслами и ремеслами, обычаями и традициями (предметы русского быта, народные праздники, народный фольклор) 4Историко- географический и природный компоненты родного города знакомство детей с природными богатствами, с историко-географическим расположением нашего города (работа со схемами, картами) 5Личностное отношение к родному городу развитие у детей эмоционально-целостного отношения родному городу, интегративных качеств
Реализация воспитательно-образовательного процесса с учетом интеграции образовательных областей. Организованная НОД Совместная деятельность Самостоятельная деятельность взрослых и детей детей Технология опыта
Формы работы с детьми в разных видах детской деятельности Игровая деятельность: -с/р игры «Дом», «Детский сад», «Профессии моих родителей», «Торговый центр», «Салон красоты», «Мы архитекторы», «Путешествие по городу»; -дидактические игры «Моя семья», «Народные промыслы»; -народные игры «Плетень», «Карусель», «Ручеек», «Царь горох». Технология опыта
Формы работы с детьми в разных видах детской деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность: -целевые прогулки, экскурсии по городу, Дом ремесел, РДК, детская библиотека, Школа искусств, МОУ ГООШ, ПЧ - 32, фабрика «ООО Битца», Краеведческий музей, встречи с интересными людьми, рассматривание герба, карты города, природного материала. Технология опыта
Формы работы с детьми в разных видах детской деятельности. Коммуникативная деятельность: Составление рассказов на темы «С кем я живу», «Моя улица», «Мой детский сад», беседы, решение проблемных ситуаций. Технология опыта
Формы работы с детьми в разных видах детской деятельности Продуктивная: мастерская по изготовлению продуктов детского творчества - рисование, аппликация, ручной труд. Технология опыта
Формы работы с детьми в разных видах детской деятельности Трудовая: самостоятельные, совместные действия, поручения. Технология опыта
Формы работы с детьми в разных видах детской деятельности Чтение художественной литературы: загадки, пословицы, поговорки, заучивание стихотворений, чтение познавательной литературы о родном городе. Технология опыта
Формы работы с детьми в разных видах детской деятельности Музыкально-художественная деятельность: слушание, исполнение, импровизация. Технология опыта
Взаимодействие с семьей беседы консультации экскурсии встречи Развлечения, досуги, праздники
Результативность Родной город Символика История Историко-географический Личностное родного народной культуры и природный компоненты отношение к города и традиций родного края родному городу Результатом данной работы является ребенок, осознающий себя гражданином, не только в современном, но и в историческом пространстве города. Он любит свою Родину, свою семью, своих сверстников, хочет сделать жизнь лучше, достойнее и красивее. Является носителем еще оформляющейся, но уже весьма устойчивой системы ценностей. Технология опыта 48% 94% 35% 100% 45% 93% 87% 53% 100% 40%
Значимость опыта В общей системе воспитания граждан России нравственно-патриотическое воспитание стало приоритетным. Чтобы дать новый импульс духовному оздоровлению народа, для развития чувства патриотизма очень важно дать детям начальные знания о Родине, народе, обычаях, истории, культуре… Чувство сопричастности и есть основа будущего патриотизма. Нравственность и патриотизм, применительно к ребенку дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, представителей живой природы. При этом у детей должно быть наличие таких качеств, как сострадание, сочувствие, осознание себя частью окружающего мира. Перспективность Обогащение предметно - развивающей среды разнообразным материалом и пособиями. Внедрение эффективных современных технологий в работе с детьми по ознакомлению с родным городом, краем, страной. Привлечение родителей к активному сотрудничеству по вопросам нравственно – патриотического воспитания дошкольников. Перспективность опыта, его значимость
«Моя малая родина… У каждого человека она своя, Но для всех является той, Путеводной звездой, Которая на протяжении всей жизни Определяет очень многое, если не сказать все!»