Развитие региональной авиации-2009 ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ В ОБЛАСТИ АВИАЦИИ И АЭРОПОРТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Игорь Горохов Юрист Capital Legal Services © 2009 Capital Legal Services
Развитие региональной авиации-2009 Государственно-частное партнерство (ГЧП) - альянс между государством и бизнесом для реализации общественно значимых проектов, одна сторона которого (государство) преследует некоммерческие цели, а вторая (частный бизнес) действует с целью извлечения прибыли. Характеристики ГЧП: общественно-значимый характер; долгосрочный характер; свобода частного инвестора в принятии административно-хозяйственных и управленческих решений; наличие у государства рычагов воздействия на частного инвестора. © 2009 Capital Legal Services
Развитие региональной авиации-2009 © 2009 Capital Legal Services Области, где наиболее актуально применение ГЧП: 1.Коммунальный сектор: электро-, тепло-, газоснабжение, другие городские инженерные сети и т.п. 2.Социальный сектор: строительство и/или хозяйственная эксплуатация объектов социальной инфраструктуры (образовательные, лечебные, рекреационные, туристические объекты и т.п.). 3.Инфраструктурный сектор: строительство и/или хозяйственная эксплуатация объектов инфраструктуры, включая железные и шоссейные дороги, монорельсовый транспорт, воздушные порты, и иные инфраструктурные объекты, а также деятельность по их использованию.
Развитие региональной авиации-2009 © 2009 Capital Legal Services Наиболее характерные случаи употребления понятия ГЧП: Заключение договоров по принципу концессии, где в качестве равноправных партнеров участвуют: с одной стороны – органы государственной или муниципальной власти, с другой - частные компании; использование средств Инвестиционного фонда РФ и других источников государственного финансирования для поддержки крупных стратегических проектов, реализуемых частным бизнесом; создание особых экономических зон, стимулирующих развитие бизнес проектов за счет мер государственной поддержки ; создание корпораций со смешанным государственным и частным капиталом для развития приоритетных отраслей экономики.
Развитие региональной авиации-2009 © 2009 Capital Legal Services Виды классических ГЧП («Public Private Partnership», PPP) ВОT (built – operate – transfer): концессионер инвестирует средства в строительство объекта, управляет им и по истечении срока договора возвращает государству (модификация - BTO). ROT (restore – operate – transfer): концессионер восстанавливает или модернизирует государственный объект, управляет им и по истечении срока договора возвращает государству. MOT (maintain – operate – transfer): концессионер берет в эксплуатацию действующий объект и обязуется его поддерживать в рабочем состоянии и эффективно эксплуатировать. DOT (develop – operate – transfer): концессионер развивает не один объект, а создает некую пространственно распределенную структуру объектов. TUH (tied up houses): концессионер получает право управлять несколькими объектами на разных территориях.
Развитие региональной авиации-2009 © 2009 Capital Legal Services ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТА РАЗВИТИЯ АЭРОПОРТА «ПУЛКОВО» кроме государства и инвестора в проект вовлечено третье лицо - действующий оператор аэропорта - ОАО «Аэропорт «Пулково»; часть объектов инфраструктуры аэропорта (здания и сооружения) находится в частной собственности и принадлежит ОАО «Аэропорт «Пулково»; реализация проекта происходит не с чистого листа, а базируется на передаче частному инвестору действующего бизнеса; невозможность остановки деятельности аэропорта на период передачи полномочий от действующего оператора к победителю конкурса.
Развитие региональной авиации-2009 © 2009 Capital Legal Services СУЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ СОГЛАШЕНИЯ О ГЧП ПО ПРОЕКТУ РЕКОНСТРУКЦИИ АЭРОПОРТА «ПУЛКОВО» Инфраструктура аэродрома (ВПП, рулежные дорожки и перроны), находится в государственной собственности и передается частному инвестору для эксплуатации в пользование на срок действия Соглашения; Земельные участки под аэродромом и аэропортом находятся в государственной собственности и передаются частному инвестору в аренду или субаренду; Недвижимое имущество, принадлежащее оператору аэропорта, передается частному инвестору в аренду для его дальнейшей эксплуатации на условиях и в соответствии с Соглашением о ГЧП; Вновь построенные и реконструированные объекты недвижимого имущества становятся общей долевой собственностью частного инвестора и оператора аэропорта; Движимое имущество, принадлежащее оператору аэропорта, частный инвестор вправе выкупить по своему усмотрению.
Развитие региональной авиации © 2009 Capital Legal Services РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РИСКОВ ПО ПРОЕКТУ ПУЛКОВО 1.Риск несвоевременного завершения строительства и выход за рамки бюджета. 2.Трафик риск. 3.Доходный риск. 4.Риск изменения законодательства. 5.Риск развития конкурирующих видов деятельности.
Развитие региональной авиации-2009 © 2009 Capital Legal Services ПРАВОВЫЕ СЛОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ГЧП 1.Создание компании специального назначения (SPV). 2.Необходимость наличия переходного этапа. 3.Пропорциональное распределение рисков между сторонами. 4.Влияние финансового кризиса на вопросы финансирования. 5.Внутренние нормативные барьеры.
Развитие региональной авиации-2009 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Контактная информация Офис в Санкт-ПетербургеОфис в Москве Бизнес-центр Bolloev CenterБизнес-центр «Дом Чаплыгина» пер. Гривцова, 4ул. Чаплыгина, 20/ , Санкт-Петербург103062, Москва Тел: +7 (812) Тел: +7 (495) Факс: +7 (812) Факс: +7 (495) Игорь Горохов Юрист Capital Legal Services © 2009 Capital Legal Services