ОБЩАЯ ХИМИЯ 11 КЛАСС РАЗДЕЛ «ВЕЩЕСВА И ИХ СВОЙСТВА»
СЛОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА: ОКСИДЫОСНОВАНИЯКИСЛОТЫ АМФОТЕРНЫЕ ГИДРОКСИДЫ СОЛИ
Карбоновые кислоты Химическая формула Систематическое название Тривиальное название НСООНметановая муравьина я СН 3 СООН этановаяуксусная НООС-СООНэтандиоваящавелевая
ЗНАЧЕНИЕ КИСЛОТ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Пищевкусовые добавки КонсервированиеПроизводство лекарственных средств, красителей, полимеров, взрывчатых веществ, удобрений, пищевых продуктов.
ТЕМА УРОКА: КИСЛОТЫ ЦЕЛЬ: СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ И ОБОБЩИТЬ ЗНАНИЯ О НЕОРГАНИЧЕСКИХ И ОРГАНИЧЕСКИХ КИСЛОТАХ СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ И ОБОБЩИТЬ ЗНАНИЯ О НЕОРГАНИЧЕСКИХ И ОРГАНИЧЕСКИХ КИСЛОТАХЗАДАЧИ: УГЛУБИТЬ ЗНАНИЯ О НОМЕНКЛАТУРЕ И ПРИНЦИПАХ КЛАССИФИКАЦИИ КИСЛОТ РАССМОТРЕТЬ ЗАВИСИМОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ СВОЙСТВ КИСЛОТ ОТ СОСТАВА ИХ МОЛЕКУЛ ОБОБЩИТЬ ЗНАНИЯ ОБ ОБЩИХ ХИМИЧЕСКИХ СВОЙСТВАХ КИСЛОТ РАЗВИВАТЬ УМЕНИЯ НАПИСАНИЯ УРАВНЕНИЙ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ С УЧАСТИЕМ КИСЛОТ РАССМОТРЕТЬ НАХОЖДЕНИЕ КИСЛОТ В ПРИРОДЕ ИХ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Кислоты – это соединения, Кислоты – это соединения, состоящие из кислотных остатков и атомов водорода, способных замещаться атомами металлов с образованием солей.
КЛАССИФИКАЦИЯ КИСЛОТ ПО СОДЕРЖАНИЮ АТОМОВ КИСЛОРОДА В МОЛЕКУЛЕ КИСЛОТЫ КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ БЕСКИСЛОРОДНЫЕ
КЛАССИФИКАЦИЯ КИСЛОТ ПО КОЛИЧЕСТВУ АТОМОВ ВОДОРОДАВ МОЛЕКУЛЕ КИСЛОТЫ ОДНООСНОВНЫЕ ТРЕХОСНОВНЫЕ ДВУХОСНОВНЫЕ
КЛАССИФИКАЦИЯ КИСЛОТ ПО РАСТВОРИМОСТИ В ВОДЕ КИСЛОТЫ РАСТВОРИМЫЕ НЕРАСТВОРИМЫЕ
КЛАССИФИКАЦИЯ КИСЛОТ ПО ЛЕТУЧЕСТИ КИСЛОТЫ ЛЕТУЧИЕ НЕЛЕТУЧИЕ
КЛАССИФИКАЦИЯ КИСЛОТ ПО СТЕПЕНИ ДИССОЦИАЦИИ КИСЛОТЫ СИЛЬНЫЕ СЛАБЫЕ
КЛАССИФИКАЦИЯ КИСЛОТ ПО СТАБИЛЬНОСТИ (УСТОЙЧИВОСТИ) КИСЛОТЫ СТАБИЛЬНЫЕ НЕСТАБИЛЬНЫЕ
НОМЕНКЛАТУРА КИСЛОТ Бескислородные кислоты: К названию кислотообразующего элемента добавляют гласную «о» и слова «водородная кислота» H 2 S – сероводородная кислота Кислородсодержащие кислоты: К русскому названию кислотообразующего элемента добавляют суффикс. +5 Если элемент проявляет высшую СО – «-ная»: HNO 3 +3 Если СО элемента ниже высшей – «-истая»: HNO 2
ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КИСЛОТ ДИССОЦИАЦИЯ КИСЛОТ Какие кислоты диссоциируют ступенчато? Какова окраска лакмуса в растворах кислот? Наличием каких ионов обусловлена окраска лакмуса? Когда в повседневной жизни мы встречаемся с процессом диссоциации кислот?
ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КИСЛОТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КИСЛОТ С МЕТАЛЛАМИ И ОСНОВНЫМИ ОКСИДАМИ ВСЕ ЛИ МЕТАЛЛЫ РЕАГИРУЮТ С КИСЛОТАМИ? ПОЧЕМУ ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ АЛЮМИНИЯ С КИСЛОТОЙ НАЧИНАЕТСЯ ТОЛЬКО ПОСЛЕ НАГРЕВАНИЯ? МОЖНО ЛИ В АЛЮМИНИЕВОЙ ПОСУДЕ ГОТОВИТЬ КИСЛЫЕ ЩИ? МОЖНО ЛИ В ОЦИНКОВАННОМ ВЕДРЕ ХРАНИТЬ ЯГОДУ, КВАСИТЬ КАПУСТУ?
ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КИСЛОТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КИСЛОТ С ОСНОВАНИЯМИ С ОСНОВАНИЯМИ В ЧЕМ СУТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КИСЛОТ С ОСНОВАНИЯМИ? КАК НАЗЫВАЮТСЯ ДАННЫЕ РЕАКЦИИ? ПОЧЕМУ? КАК В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ МЫ МОЖЕМ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДАННОЕ СВОЙСТВО КИСЛОТ?
ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КИСЛОТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КИСЛОТ С СОЛЯМИ В ЧЕМ ОПАСНОСТЬ КИСЛОТНЫХ ДОЖДЕЙ ДЛЯ АРХИТЕКТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ? КОГДА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ МЫ ВСТРЕЧАЕМСЯ С РЕАКЦИЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГИДРОКАРБОНАТА НАТРИЯ С УКСУСНОЙ КИСЛОТОЙ? ВСЕ ЛИ СОЛИ И КИСЛОТЫ БУДУТ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ МЕЖДУ СОБОЙ?
Кислотные свойства кислот, образованных элементами одного периода: H 3 BO 3 - H 2 CO 3 - H 2 SO 4
Кислотные свойства кислот, образованных элементами одной подгруппы: H 2 SO 4 H 2 SeO 3 H 6 TeO 6
Кислотные свойства кислот, образованных элементом в различных СО: HNO 3 H 2 SO HNO 2 H 2 SO 3
ОБЩИЕ СВОЙСТВА КИСЛОТ Кислый вкус Действие на индикаторы Электрическая проводимость Химическое взаимодействие с металлами, основными и амфотерными оксидами, основаниями, солями, спиртами Диссоциация при растворении в воде.
КЛЮЧ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ТЕСТА 1 вариант: 1 – 1 а, б, в, д; 2 г, 3 б, г, д; 4 а, в; 5 в, д, г; 6 а, б 2 – 2, 4, 5 3 – 2 4 – 3 2 вариант: 1 – 1 а, б, в, д; 2г, 3 б, в, г; 4 д; 5 б, г; 6 а, в, д 2 – 1, 2, 4 3 – 1 4 – 2 «5» ошибка; «4» ошибки «3» ошибок Ошибками являются неверные ответы Ошибками являются неверные ответы и каждый неуказанный верный ответ. и каждый неуказанный верный ответ.
ТЕМА УРОКА: КИСЛОТЫ ЦЕЛЬ: СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ И ОБОБЩИТЬ ЗНАНИЯ О НЕОРГАНИЧЕСКИХ И ОРГАНИЧЕСКИХ КИСЛОТАХ СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ И ОБОБЩИТЬ ЗНАНИЯ О НЕОРГАНИЧЕСКИХ И ОРГАНИЧЕСКИХ КИСЛОТАХЗАДАЧИ: УГЛУБИТЬ ЗНАНИЯ О НОМЕНКЛАТУРЕ И ПРИНЦИПАХ КЛАССИФИКАЦИИ КИСЛОТ РАССМОТРЕТЬ ЗАВИСИМОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ СВОЙСТВ КИСЛОТ ОТ СОСТАВА ИХ МОЛЕКУЛ ОБОБЩИТЬ ЗНАНИЯ ОБ ОБЩИХ ХИМИЧЕСКИХ СВОЙСТВАХ КИСЛОТ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ НАВЫКИ БЕЗОПАСНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА РАЗВИВАТЬ УМЕНИЯ НАПИСАНИЯ УРАВНЕНИЙ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ С УЧАСТИЕМ КИСЛОТ
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ обязательное задание: § 20, часть 1, с 251, в 1 творческое задание: творческое задание: составить опорный конспект или презентацию, обучающую компьютерную программу «Классификация и свойства кислот» составить опорный конспект или презентацию, обучающую компьютерную программу «Классификация и свойства кислот»