Военная лексика и её стилистическое использование в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Исследовательский проект ученика 9 класса «В» МОУ «Гимназия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Использование фразеологических оборотов в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Исследовательская работа.
Advertisements

Есть имена как солнце! Имена Как музыка! Как яблоня в расцвете! Я говорю о Пушкине: поэте, Действительном в любые времена! Игорь Северянин Руководитель:
Семинарское занятие 1 Подготовила студентка 35 гр. Лазанюк Мария Преподаватель доц. Недашковская Т.Е.
ПОДНЯТЬСЯ НАД ЖЕСТОКИМ ВЕКОМ, СОХРАНИВ В СЕБЕ ГУМАННОСТЬ, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО И УВАЖЕНИЕ К ЖИВОЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ, ТАКОЙ ВИДЯТ ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ РОМАНА НЕКОТОРЫЕ.
МОУ «Авсюнинская средняя общеобразовательная школа» Исследовательская работа по русскому языку «Заимствованные слова в речи современных школьников» Выполнила:
Лексика русского языка делится на группы в зависимости от Лексического значения слова однозначные слова многозначные слова Смысловых связей между словами.
Обобщение изученного по теме «Лексика» 10 класс. Выполнила: Бабакина Н.И. МОУ «СОШ 55» города Магнитогорска.
«Капитанская дочка» Александр Сергеевич Пушкин. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
Тема. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему Сочинение - рассуждение Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему Знать:Уметь: Создавать.
МОУ « СОШ 2 р.п. Дергачи» Тема: «Энглизированность молодежного сленга и СМИ в современном русском языке на основе молодёжного журнала «Попурри». Выполнила:
Ученые-русисты. Михаил Васильевич Ломоносов 1)разработка научной классификации частей речи и в создании теории «трех штилей»; 2)создал первую научную.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 591 НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ИСКОННО РУССКИЕ И ИНОЯЗЫЧНЫЕ СЛОВА.
Неологизмы.. Неологизмы (от греч. neo «новый», logos «слово») это слова, которые являются абсолютно новыми лексическими единицами для данного исторического.
Учитель Новлянской СОШ Лебедева Е.И.. Выпускнику 9 класса ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ необходимо: 1) Создать текст сочинения- рассуждения: - выдвинуть тезис,
Лексические ресурсы выразительности речи. Что делает нашу речь выразительной? Как происходит изменение словарного запаса языка?Как происходит изменение.
Лексика русского языка Выполнила Иванюк Евгения ММЛ,
Подготовила : учитель русского языка и литературы МБОУ « СОШ 45» г. Перми Макарова Юлия Александровна Пермь, 2015.
Русский язык и культура речи Тема 2. Лексический состав русского языка к. филол. н., доцент Гончарова Любовь Марковна.
Заимствованная лексика русского языка. Русская лексическая система в ее современном виде появилась не сразу.
Роль писем в жизни и творчестве А.С. Пушкина Выполнили: Кузьмичева Марина, Ключникова Александра, Старикова Анастасия, 9 класс «В» МБОУ «СОШ 6 им. К. Минина»
Транксрипт:

Военная лексика и её стилистическое использование в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Исследовательский проект ученика 9 класса «В» МОУ «Гимназия 4» Авдеева Александра. Руководитель: Чемаева С.И.

Цель проекта: текстуальное исследование стилистических особенностей повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Задача проекта: провести анализ военной лексики как наглядного примера синтеза литературных стилей в произведении А.С. Пушкина.

Содержание. Введение. Основная часть. Особенности использования военной лексики в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». 1. Военная лексика с точки зрения её активного и пассивного словарного запаса: а) устаревшие слова, б) современные актуальные слова. 2. Происхождение слов военной лексики: а) заимствованные слова, б) слова общеславянского и собственно русского происхождения. Заключение.

« В языке Пушкина вся предшествующая культура русского художественного слова не только достигла своего высшего расцвета, но и нашла решительное преобразование. Язык Пушкина… определил во многих направлениях пути последующего развития русской литературной речи и продолжает служить живым источником и непревзойдённым образцом художественного слова для современного читателя». В.В. Виноградов

«Капитанская дочка» - вершинное произведение пушкинской художественной прозы.

В этом произведении, как и во всей прозе А.С. Пушкина, ярко отразилась характерная черта творчества поэта – синтез трёх классических стилей XVIII века.

А.С. Пушкин – в зависимости от своего выбора рассматривал разные эпохи и разные стороны действительности и при посредстве которых воплощал все темы и сюжеты. Художественное мышление А.С. Пушкина – это синтез литературных стилей, всё многообразие которых было доступно поэту. Быт, история подвергались художественной нейтрализации, пропускались через фильтр сознательно выбранных и скомбинированных поэтом стилей.

Наглядным примером синтеза литературных стилей является наличие в тексте повести военной лексики.

современная актуальная лексика устаревшие слова

Устаревшие слова. ротмистр капрал урядник поручик сайдак рекрут парапет сикурс фортеция

гвардия Среди слов современной актуальной лексики особое внимание привлекают слова, которые в определённый период стали устаревшими, а потом снова вошли в повседневное употребление среди военных, изменив своё лексическое значение.

Наибольшее количество заимствований поступило из французского немецкого польского

Полонизмы: артиллерия штык пушка башня пуля рекрут урядник поручик ротмистр фортеция

Заимствования из немецкого языка: вал солдат команда лафет картечь кавалер армия залп

Заимствования из французского языка: офицер сикурс капитан бастион капрал драгун мундир гарнизон комендант баталия сержант

Тюркские заимствования: фитиль караул казак колчан сайдак

Заимствования из итальянского языка: шпага парапет гвардия

Заимствования из греческого языка: тактика

Заимствования из латинского языка: адъютант

Заимствования из венгерского языка: сабля

Слова военной лексики общеславянского и собственно русского происхождения: ружьё крепость лазутчик нападение стрела

Слова военной лексики общеславянского и собственно русского происхождения: воин войско защищать знамя копьё присяга полк порох дозор ядро прапорщик

Используя вышеприведенные слова, А.С.Пушкин создаёт особый колорит времён царствования Екатерины Второй. Употребление слов военной лексики помогает нам приблизиться к быту и жизни дворян, находившихся на военной службе, глубже понять нормы и законы их жизни.

Текст повестиКапитанская дочканеобычайно глубоко показывает роль А.С. Пушкина в преобразовании русского литературного языка.

В наши дни, когда проблема чистоты русского языка стоит особенно остро, обращение к творчеству Пушкина - это возвращение к истокам русской культуры, истинным художественным ценностям.