Почему Гончаров сказал, что «Штольц мог быть близок Обломову»? Урок-исследование
«Обломов» - капитальная вещь, какой давно не было» Л.Н. Толстой
Цель и задача исследования: Прийти к собственному пониманию проводимого исследования, сделать вывод. Наблюдая над текстом романа И.А. Гончарова «Обломов», доказать, что антиподы Обломов и Штольц имеют больше общего, чем кажется на первый взгляд.
Гончаров считал, что первые детские впечатления формируют натуру будущего человека.
Гипотеза исследования: Штольц близок Обломову.
Обломовка - есть наша прямая родина, её владельцы – наши воспитатели. В каждом из нас сидит значительная часть Обломова. Н.А. Добролюбов
История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее истории целого народа. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
1. Что нравилось Штольцу в доме Обломова и в княжеском замке Верхлёва?
2. Что их связывало? Черты характера, которые помогли стать близкими друзьями?
3. Личностные качества Штольца и Обломова. Как они дополняли друг друга? Обломов добрый мягкий умный честный благородный гостеприимный чувствительный чуткий ленивый Штольц энегричный активный умный честный благородный расчетливый благоразумный рациональный, деятельней целеустремленный волевой резкий, твёрдый Физически и духовно сильный откровенный оптимист сдержанный холодный
4. О чем мечтали Обломов и Штольц в детстве и юности?
5. Идеал жизни, счастья Штольца и Обломова. Идеал счастья Штольца – комфорт и материальное благополучие, а Обломов был материально независим. Идеал жизни Обломова – спокойная размеренная жизнь, к чему стремятся все обломовцы. Штольц считает, что «нормальное назначение человека – прожить четыре времени года, т.е. четыре возраста, без скачков.., что ровное и медленное горение лучше бурных пожаров…»
6. Какую роль сыграла любовь в жизни Штольца и Обломова?
7. Как складывается их семейная жизнь? Чьи мечты осуществил Штольц?
8. Почему всё, о чём мечтал Обломов, воплотилось в жизни Штольца?
9. Почему Штольц не смог спасти Обломова?
10. Что же объединяет этих людей? Что в них схожее? Штольц близок Обломову воспитанием.Мать Штольца видела в нем идеал барина, сына русской дворянки (завивала кудри, шила изящные воротнички и манишки; заказывала курточки, «учила слушать музыку, пела о цветах, о поэзии жизни..» «Детство и школа – две сильные пружины, « русские, добрые, жирные ласки, обильно расточаемые в семействе обломовых на немецкого мальчика»
В душе Штольца соединились с немецкими элементами Обломовка и княжеский замок - «с широким раздольем барской жизни.» Хорошо усвоив уроки отца, быта обломовского дома и княжеского замка, Штольц научился удобно и практично устраиваться в жизни. Его идеал – комфорт и материальное благополучие, а у Обломова все это было.
Обломов и Штольц любят и уважают друг друга. Они настоящие друзья. Их сближает честность, доброта, порядочность В дружбе Штольц, как и Обломов, нежен и предан другу. Штольц, как и Обломов – эгоист, живет только для себя.
Оба стремятся к гармоничному образу жизни, но у каждого свое представление о путях достижения его. Мечтали посвятить жизнь полезному делу, нужному для России, но впоследствии ни у одного, ни у другого нет высоких устремлений. Штольц не мог спасти друга, т.к. не доводит дело до конца, как и Обломов.
Штольц «останавливался у порога тайны»..., «ожидал появления закона,а с ним и ключа к ней» Перед трудностями и Штольц пасует: «…мы не пойдем с Манфредами и Фаустами, на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним головы и смиренно переждем трудную минуту…»Еще один вариант обломовщины, причем худший, т. к. у Штольца она тупая и самодовольная.
В судьбах обоих героев наблюдается трагичность: 1. Обломов погружается в страшную трясину апатии, теряет интерес к жизни и умирает. 2. Трагизм Штольца в его ненатуральности, искусственности Штольц считал, что «ровное и медленное горение огня лучше бурных пожаров, какая бы поэзия ни пылала в них», и Обломов не желал порывистой страсти. Оба любили одну и ту же женщину.
Семейное счастье заслонило всю деловую жизнь Штольца. Они жили, «как все, как и мечтал Обломов», достигли «нормы любви», о которой он говорил. Ведомый истинной любовью, Штольц приходит к обломовскому идеалу, т.е. всякая истинная любовь приводит, по мнению автора, к спокойной тихой жизни, каким бы бурным ни было её достижение.
Результат исследования. Таким образом, выдвинутая гипотеза оказалась верной. Действительно, вслед за Гончаровым мы делаем вывод, что Штольц близок Обломову.
Подумайте, прав ли профессор МГУ В.И. Кулешов, который писал: «Штольц спасает Обломова от разорения, но подлинного самопожертвованного участия Штольц в его делах не принимает. В нем самом на каждом шагу проглядывает Обломов… Он только бодрит Обломова, обещает что-то сделать – и всё бросает на полдороге.
«Штольц светится не своим светом: он ярок в меру того, что отбрасывается на него от Обломова, человека с задатками и душой, но инертного. Штольц – это машина, методически работающая. Все для него – средство, а не цель… Штольц трудится ради самого труда, а высшего идеала он не имел и не подозревал, что идеалы нужны. Над целью жизни он никогда не задумывался. Его устраивала простая тавтология: жизнь – это жизнь, труд – стихия жизни, следовательно, надо трудиться; деньги должны приносить деньги, обогащать ради богатства. Штольц – типичный буржуазный делец, знающий только непрерывность роста капитала. Дальше он не заглядывает…»?