О промежуточных результатах апробации курса ОРКиСЭ в 2010 г.
Анализ итогов апробации курса ОРКСЭ на 1 этапе позволяет выявить ряд промежуточных результатов
1. Наиболее значимым результатом может являться четкий, устойчивый, согласованный характер взаимодействия всех участников апробации на федеральном, регионально-муниципальном и школьном уровнях. 3 Промежуточные результаты 2. Общим положительным результатом апробации следует признать сформированное позитивное отношение к курсу ОРКСЭ в 19 апробируемых территориях.
Промежуточные результаты 2. Проведенный мониторинг хода и результатов апробации позволяет сделать ряд выводов по отношению к преподаванию ОРКСЭ различных категорий населения. ПоложительноОтрицательноЗатруднились ответить Родители88,12,69,3 Учителя93,51,05,5 Руководители школ 92,84,52,7 Органы исполнит власти 91,04,5 4
По мнению учащихся тексты пособий : понятны – 81% не совсем понятны – 19 % Учащиеся считают, что уроки ОРКСЭ - очень интересные – 82% - не очень интересные – 13% -не интересные – 5% По результатам мониторинга
6 Учащиеся определили причины, по которым им было неинтересно на уроках ОРКСЭ: непонятно, много незнакомых слов – 22,9% на уроках было скучно – 3% я много уже знал(а) – 13,2% не хочу учиться по этому предмету – 1,1%
7 Целесообразность преподавания курса в школах после окончания апробации: да – 76% нет – 11 % затрудняюсь ответить – 13% С какого класса следует преподавать курс ОРКСЭ: с начальных (1-4) кл. – 43% со средних (5-6) кл. – 43% со средних (7-9) кл. – 5% затруднились с ответом – 2%
3. В ходе апробации повсеместно сложилось конструктивное сотрудничество с различными слоями населения, органами исполнительной власти, общественными организациями и религиозными конфессиями. Промежуточные результаты Промежуточные результаты
Наряду с этими результатами анализ итогов 1 этапа апробации выявил ряд различных ПРОБЛЕМ.
1) множественные замечания по текстам учебных пособий: перегружены терминами, сложными для восприятия младшими подростками, мало литературных примеров, недостаточно иллюстративного материала; отсутствие необходимой рабочей тетради для учащихся. книга-справочник для учителя содержит значительный объем информации не всегда пригодной для использования при подготовке к урокам ПРОБЛЕМЫ ПРОБЛЕМЫ
2) профессиональные дефициты в работе учителя, особенно начальной школы: отсутствие необходимых базовых знаний по религиозным культурам, что потребует дополнительного углубленного повышения квалификации педагогов и оказания необходимой консультативной помощи с привлечением представителей научной общественности, вузов и религиозных организаций; ПРОБЛЕМЫ ПРОБЛЕМЫ
3) в процессе ознакомления с курсом младшие школьники получают эмоциональную перегрузку, не успевают «прожить» в теме одного урока, как через день-два следует «переключаться» на тему другого, с аналогичным уровнем новизны. При двух часах в неделю у учителей не хватает времени для качественной подготовки к уроку. Для большинства учителей при ежедневной смены темы требуется серьезная и длительная по времени подготовка. ПРОБЛЕМЫ ПРОБЛЕМЫ
на подготовку одного урока учитель тратит около 5 часов, создавая презентации, подбирая иллюстративный и раздаточный материалы, разрабатывая рабочие тетради для учащихся.
совершенствование и доработка учебно-методического комплекта по курсу ОРКСЭ; перераспределение нагрузки на школьников и преподавателей в рамках преподавания курса (предлагается в 5 классе продолжить обучение по ранее начатой схеме в течение 2 ч. в неделю 1 четверть, а в 4 классе приступить к обучению с начала 3 четверти по 1 часу в неделю в течение двух учебных четвертей). создание условий для своевременного и качественного повышения квалификации педагогов, участвующих в реализации курса ОРКСЭ, с привлечением необходимой консультативной помощи представителей высшей школы и религиозных организаций; наиболее актуальными задачами апробации курса в этом году являются: 14
Решения МКС от Начать обучение учащихся 4х классов с III четверти учебного года по 1 часу в неделю Организовать дополнительные курсы ПК на региональном уровне для преподавателей курса ОРКиСЭ.
Варианты дальнейших перспектив курса по окончании апробации 1. Добавление по 1 часу во все параллели до 11 класса с расширением содержания. 2. Интеграция курса в различные предметные гуманитарные модули : историю, литературу и т.д кл. – основы православной культуры 6 кл. – основы исламской культуры 7 кл. – история религий России 8 кл. - история религий мира 9 кл. – основы светской этики
17