1 Тема 6. Организация бухгалтерского учета Ст. преподаватель кафедры «О, У и А» Абдуллин Рустем Жомартович Вопросы: 1.Законодательное регулирование бухгалтерского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в первичных документах, для отражения их на счетах бухгалтерского учета и бухгалтерской.
Advertisements

Кучеров Сергей Михайлович БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ТЕМА 1 часть 5.
Тема СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВОГО УЧЕТА. В соответствии со ст. 313 НК РФ налоговый учет - это система обобщения информации для определения налогооблагаемой.
Презентация к уроку по теме: Презентация к уроку на тему Формы бухгалтерского учета
Учетные объекты, не имеющие физической сущности, используемые в производстве продукции либо для управленческих нужд в течение длительного времени, переносящие.
Выполнили студентки группы Болдырева Ю.В., Белаусова С.Н.
Сущность, значение и виды учетных регистров Порядок ведения учетной регистрации и способы исправления ошибок в учетных регистрах.
Хранение регистров учета с электронной подписью в «1С:Бухгалтерии 8» Потапов Александр Витальевич.
Бухгалтерский учет, его сущность и задачи Преподаватель: Спесивцева Анна Леонидовна.
БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА Предмет бухгалтерского учета - в обобщенном виде хозяйственная деятельность предприятия с точки зрения системы учета ресурсов и результатов.
Тема 21 Аудит учета продаж готовой продукции (выполненных работ, оказанных услуг)
Метод бухгалтерского учета и содержание его основных элементов.
ПОНЯТИЕ ПЕРВИЧНОГО УЧЕТНОГО ДОКУМЕНТА Первичный учетный документ - письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, имеющей правовое (доказательное,
1 Учет прочих активов и обязательств. 2 Для учета государственным учреждением прочих активов и обязательств предназначены счета: 1400 Прочие краткосрочные.
Оптимизация бухгалтерского и налогового учета предприятия. Докладчик: Аудитор, профессиональный консультант по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения.
Инвентаризация Инвентаризация - элемент метода бухгалтерского учета, служащий для обеспечения соответствия между учетными данными и фактическим состоянием.
LOGO ЮКГФА Кафедра организации и управления фармацевтического дела СРС Учетные измерители и виды учета. Документирование хозяйственных операций Подготовила:
1 11 Приказ 157н от 1 декабря 2010 года «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного.
11 Уникальный опыт. Верные решения. Москва, ул. Долгоруковская, д.23А тел. (499) ; факс (499)
Используемые виды дидактического материала на уроках бухгалтерского учета Используемые виды дидактического материала на уроках бухгалтерского учета Дидактическийматериал.
Транксрипт:

1 Тема 6. Организация бухгалтерского учета Ст. преподаватель кафедры «О, У и А» Абдуллин Рустем Жомартович Вопросы: 1.Законодательное регулирование бухгалтерского учета в Республике Казахстан. 2. Учетная политика. 3. Бухгалтерские документы, их назначение и классификация. 4. Инвентаризация и порядок ее проведения. 5. Учетные регистры. 6. Формы ведения бухгалтерского учета. 7. Способы исправления ошибочных бухгалтерских записей.

2 Настоящий Закон регулирует систему бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Республике Казахстан от 28 февраля 2007 года 234-III, устанавливает принципы, основные качественные характеристики и правила ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.

3 Согласно статье 8 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28 февраля 2007 г 234, руководитель или индивидуальный предприниматель согласовывает и утверждает учетную политику, обеспечивает организацию бухгалтерского учета. Учетная политика утверждается в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан и уставом (положением) организации. Учетная политика - это документ, защищающий интересы организации в сфере применения ею правил ведения бухгалтерского учета.

4 На основе действующих общих правил организации бухгалтерского учета предприятия имеют право самостоятельно: - устанавливать метод оценки потребленных производственных запасов, готовой продукции, незавершенного производства; - устанавливать порядок начисления износа по основным средствам и нематериальным активам; - определять порядок списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции (работ, услуг); - выбирать способ начисления износа по малоценным и быстроизнашивающимся предметам; - выбирать вариант синтетического учета производственных ресурсов; - выбирать методику группировки и списания затрат на производство; - устанавливать способ учета выпуска продукции (работ, услуг);

5 - выбирать способ распределения косвенных расходов между отдельными объектами учета и калькулирования; - выбирать методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг); - устанавливать варианты сводного учета затрат на производство; - в ряде случаев определять сроки погашения расходов будущих периодов; - выбирать метод определения выручки от реализации продукции; - создавать резервы и фонды специального назначения и др. K составлению учетной политики относится также разработка рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

6 Бухгалтерский документ – это письменное распоряжение на совершение хозяйственных операций или подтверждения действительного осуществления данной операции. В соответствий со статьей 7 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

7 Первичные документы как на бумажных, так и на электронных носителях, формы которых или требования к которым не утверждены, разрабатываются индивидуальными предпринимателями и организациями самостоятельно и должны содержать следующие обязательные реквизиты: 1) наименование документа (формы); 2) дату составления; 3) наименование организации или фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, от имени которых составлен документ; 4) содержание операции или события; 5) единицы измерения операции или события (в количественном и стоимостном выражении); 6) наименование должностей, фамилии, инициалы и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления; 7) регистрационный номер налогоплательщика. В зависимости от характера операции или события, требований нормативных правовых актов Республики Казахстан и способа обработки учетной информации в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты.

8 Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания. Информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах, накапливается и систематизируется в регистрах бухгалтерского учета, формы которых или требования к которым утверждаются уполномоченным органом и (или) Национальным Банком Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

9 При составлении первичных документов и регистров бухгалтерского учета на электронных носителях индивидуальные предприниматели и организации должны изготовить копии таких документов на бумажных носителях для других участников операций, а также по требованию государственных органов, которым такое право требования предоставлено в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Внесение исправлений в кассовые и банковские первичные документы не допускается. В остальные первичные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы с указанием даты внесения исправлений.

10 Инвентаризация это проверка наличия имущества организации и состояния её финансовых обязательств на определённую дату путём сличения фактических данных с данными бухгалтерского учёта. В процессе хозяйственной деятельности могут возникнуть расхождения данных бухгалтерского учета с фактическим наличием товарно- материальных запасов: - по естественным причинам (усушка, раструска, разлив); - недостачи при приемке или отпуске средств (просчеты, промеры, провесы); - ошибки в учете – арифметические в подсчетах, описки в первичных документах, неправильное отражение документальных данных; - хищения, обвесы, обмеры – при приемке или отпуске материальных ценностей, обсчеты при выдаче денег и других, а также прямое присвоение средств.

11 1. Полные. Касаются всех средств хозяйствующего субъекта. 2. Частичные. Охватывают один вид средств (денежных средств в кассе, материалы на складе). Проводятся систематически на протяжении всего года в целях сохранности материальных ценностей. 3. Плановые. Проводятся в установленные по плану сроки. 4. Внезапные – по распоряжению руководителя, при смене материально-ответственных лиц, по требованию следственных органов. 5. Внеплановые – после стихийных бедствий. 6. Ежемесячная инвентаризация денежных средств.

12 - при передаче имущества в аренду, выкупе и продаже; - при преобразовании государственного предприятия; - перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; - при смене материально ответственных лиц; - при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества; - в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; - при реорганизации или ликвидации организации.

13 - излишки – доходом и подлежат оприходованию как доход от неосновной деятельности; - недостачи – расходом; - недостача имущества и его порча сверх норм естественной убыли, относится на расходы; - недостача имущества и его порча сверх норм списывается на виновных лиц. Если лица не установлены и судом отказано во взыскании, недостача и порча материальных запасов относятся субъектом на убытки.

14 Учетные регистры книги, карточки, журналы или отдельные листы, машинограммы, полученные при использовании вычислительной техники, магнитные ленты, диски, дискеты и иные машинные носители, предназначенные для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. При ведении регистров бухгалтерского учета на машинных носителях информации должна быть предусмотрена возможность их вывода на бумажные носители информации.

15 Карточки предназначены для аналитического учета основных средств (инвентарные карточки), запасов по местам их хранения (карточки складского учета материалов) и др. На их основе бухгалтерия создает картотеку основных средств, а материально ответственные лица - картотеку материалов, запасных частей и готовой продукции. Журналы, ведомости - учетные регистры большего формата и с большим количеством сведений по отношению к карточкам. К ним относятся: журналы- ордера, ведомости, машинограммы и распечатки. Это самый распространенный вид учетных регистров.

16 Книги представляют собой сброшюрованные листы определенного формата и графления. Листы книг должны быть пронумерованы, прошнурованы и на последней странице указано количество страниц, заверенное подписями руководителя и главного бухгалтера организации. Преимущество применения книг заключается в том, что при этом исключается возможность замены отдельных листов новыми листами. Обобщающим документом является Главная книга как регистр синтетического учета. Книга остатков материалов применяется на складах как регистр аналитического учета, используемый для сверки данных бухгалтерского учета с данными оперативно складского учета и для контроля сохранности имущества организации.

17 Формы бухгалтерского учета Мемориально- ордерная форма Мемориально- ордерная форма Журнально- ордерная форма Журнально- ордерная форма Упрощенная форма Упрощенная форма Автоматизированная форма Автоматизированная форма Форма бухгалтерского учета – это определенная организация формирования информационной системы, обеспечивающая в строго установленной последовательности и взаимосвязи совмещение хронологической и систематической записей, синтетического и аналитического учета для целей текущего контроля за фактами хозяйственной жизни (экономических событий) и составления отчетности. 6. Формы ведения бухгалтерского учета

18 Мемориально-ордерная форма учета. При данной форме по данным первичных или накопительных документов составляют мемориальные ордера, которые записываются в регистрационный журнал и затем в Главную книгу. Аналитический учет ведется в карточках, записи в которые делают на основании первичных или сводных документов. По данным синтетических и аналитических счетов по окончании месяца составляют оборотные ведомости, которые сверяются между собой. Данная форма учета отличается строгой последовательностью учетного процесса, простотой и доступностью учетной техники. Недостатки мемориально-ордерной формы учета: - трудоемкость учета, вызываемая многократным дублированием одних и тех же записей; - громоздкость аналитического учета; - формы регистров аналитического учета зачастую не содержат информации для контроля, анализа и составления отчетности

19 Первичные документы Мемориальные ордера Мемориальные ордера Кассовая книга Книги аналитического учета Книги аналитического учета Оборотные ведомости по аналитическим счетам Оборотные ведомости по аналитическим счетам Книга главных счетов «Журнал-Главная» (синтетический учет) Книга главных счетов «Журнал-Главная» (синтетический учет) Баланс Текущие записи Сверка записей

20 Журнально-ордерная форма учета. Форма характеризуется применением для учета хозяйственных операций журналов-ордеров, которые ведутся по кредитовому признаку. В ряде журналов- ордеров совмещен аналитический и синтетический учет. В журналах-ордерах объединены систематические и хронологические записи. Данная форма позволяет получить показатели необходимые для контроля и составления отчетности. Форма имеет преимущество перед мемориально-ордерной в связи с тем, сокращается количество записей благодаря рациональному построению журналов- ордеров и Главной книги. Недостатком журнально-ордерной формы учета является сложность и громоздкость построения журналов-ордеров, ориентированных на ручное заполнение и затрудняющих механизацию учета.

21 Первичные документы Первичные документы Ведомости и карточки (аналитический учет по тем объектам, где не удается совместить аналитический и синтетический учет Ведомости и карточки (аналитический учет по тем объектам, где не удается совместить аналитический и синтетический учет Кассовая книга Накопительные и группировочные ведомости по счетам синтетического учета Накопительные и группировочные ведомости по счетам синтетического учета Журналы-ордера (по кредитовому признаку) Журналы-ордера (по кредитовому признаку) Главная книга (по дебетовому признаку) Главная книга (по дебетовому признаку) Баланс и отчеты Оборотные ведомости по счетам аналитического учета Оборотные ведомости по счетам аналитического учета Текущие записи Сверка записей

22 Автоматизированная (диалоговая) форма учета. Применение данной формы обеспечивает точность учетных данных, оперативность данных учета, повышение производительности учетных работников, увязку всех видов учета и планирования, возможность заниматься контролем и анализом. Отличительная черта автоматизированной формы учета - быстрота и удовлетворение различных пользователей в соответствующей информации на основе единого ее массива. Учетными регистрами являются выходные формы, которые содержат всю необходимую информацию по аналитическим и синтетическим счетам. Основополагающие принципы автоматизированной формы бухгалтерского учета: ЭВМ – основополагающий фактор организации труда бухгалтера, однократный ввод и многократное использование учетных данных, возможность организации бездокументного сбора первичных учетных данных, автоматическое получение информации об отклонениях от установленных процедур, получение информации по запросу на любую дату, автоматическое формирование всех учетных регистров и форм отчетности.

23 Первичные документы Терминал Машинные носители Ввод в ЭВМ Блок программного обеспечения Блок программного обеспечения Вывод из ЭВМ Результатная (выходная) информация в объеме, требуемом пользователем Машинограмма Баланс и отчеты Видеограмма Диалог «ЭВМ – бухгалтер» Диалог «ЭВМ – бухгалтер» Текущие записиСверка записей

24 Упрощенная форма бухгалтерского учета. Применяется предприятиями малого бизнеса, имеющими незначительное количество хозяйственных операций за отчетный период и простой технологический процесс производства продукции. Упрощенная форма учета может вестись по: - простой форме бухгалтерского учета (без использования учетных регистров имущества малого предприятия). В данном случае учет ведется в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности. Помимо этой Книги необходимо вести ведомость учета заработной платы. - по форме с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия. Применяется на предприятиях, занимающихся производством продукции или выполнением работ.

25 Первичные документы Первичные документы Ведомость заработной платы Ведомость заработной платы Книга учета фактов хозяйственной деятельности Книга учета фактов хозяйственной деятельности Кассовая книга Баланс и отчеты

26 Первичные документы Ведомости и карточки аналитического учета Ведомости и карточки аналитического учета Ведомости и карточки синтетического учета Ведомости и карточки синтетического учета Касса Шахматная ведомость Оборотная ведомость Баланс и отчеты Текущие записи Сверка записей

27 Документы и учетные регистры необходимо вести аккуратно. Как в текстовой части, так и в цифровых данных помарки и подчистки не допускаются. При хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Ошибочные записи, возникшие в процессе ведения бухгалтерского учета, исправляются различным образом в зависимости от вида документа, в котором была допущена ошибка. Для исправления ошибочных записей в бухгалтерском учете применяется несколько способов.

28 Корректурный способ заключается в зачеркивании неправильной записи или суммы и написании над зачеркнутым правильного текста или суммы. Зачеркивание производится одной чертой так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое. При этом надо зачеркивать всю сумму, даже если ошибка допущена только в одной цифре. Исправление ошибки должно быть оговорено «исправленному с….на…верить» и подтверждено: в документе – подписями лиц, подписавших документ; учетных регистрах – подписью лица производившего исправление. Например, из кассы по расходному кассовому ордеру 520 от года выдано Аскарову А.Б. на командировочные расходы тенге. В кассовой книге кассиром Алиевой А.М. допущена ошибка. Вместо тенге она написала тенге. Выданы Аскарову А.Б. командировочные расходы на сумму тенге. Исправленному с тенге на тенге верить. Подпись Алиевой А.М., дата г.

29 Метод «Красное сторно» (отрицательная запись) применяется для исправления неправильной корреспонденции счетов. При этом составляются две бухгалтерские записи. Неправильная запись, по которой обнаружена ошибка, повторяется красными чернилами. Следующей строкой производится правильная запись, по которой обнаружена ошибка, повторяется красными чернилами. Следующей строкой производится правильная запись. Такой способ исправления применяется в регистрах аналитического учета. Следовательно, красная сторнированная запись означает вычитание и тем самым сторнирование (аннулирование) записи. При помощи способа красного сторно исправляются ошибки до и после подсчетов итогов, в том числе и ошибки, допущенные в предыдущих отчетных периодах.

30 Например, на текущий счет в банк поступил платеж от покупателя на сумму тенге. По данной операции была составлена двойная запись: Дт счета 1030 «Денежные средства на текущих банковских счетах». Кт счета 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам» - на сумму тенге. Для исправления ошибки составляют такую же проводку, но красными чернилами, т.е. делают запись методом «красное сторно»: Дт счета 1030 «Денежные средства на текущих банковских счетах». Кт счета 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам» - на сумму. Затем составляют правильную бухгалтерскую запись: Дт счета 1030 «Денежные средства на текущих банковских счетах». Кт счета 1210 «Краткосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков» на сумму тенге 50000

31