Морфемный и словообразовательный разбор слова.Ход урока:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Состав слова. План морфемного разбора
Advertisements

Как образуются слова в русском языке. Способы словообразования 1ПРИСТАВОЧНЫЙ. 2.СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 3.ПРИСТАВОЧНО- СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 4СЛОЖЕНИЕ БЕЗ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ.
Восемнадцатое ноября. Классная работа. Морфемный и словообразовательный разбор слова.
Урок 3 ВСПОМИНАЕМ ИЗУЧЕННЫЕ ОРФОГРАММЫ. ОТРАБОТКА ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ПРАВИЛ, ИЗУЧЕННЫХ ВО 2–3 КЛАССАХ.
Урок – соревнование. Тема: Обобщающий урок по теме «Морфемика». Тема: Обобщающий урок по теме «Морфемика». Слово делится на части, Ах, какое это счастье!
Урок с использованием ИКТ Учителя русского языка Комсомольской средней общеобразовательной школы Продан Екатерины Ивановны.
Способы словообразования. Цель урока: изучить способы словообразования. Цель урока: изучить способы словообразования. Задачи урока: изучить основные способы.
Урок на тему Морфемика Цель урока: повторить изученный материал по морфемике в виде соревнования двух команд.
«Состав слова» «Состав слова» урок письма и развития речи в 5 классе Автор Е. А. Заболотская учитель специальной (коррекционной) общеобразовательной школы.
Русский язык.3 класс Светлова Т.О.
Тема урока: Состав слова. Словообразование. Орфография.
Повторение по теме «Словообразование». Цели: воспитательные: бережное отношение к слову, орфографическую зоркость; развивающие: обогащать словарный запас,
Морфемика 5 класс. Синтаксическая пятиминутка Запишите предложение, выполните его синтаксический разбор. В морфемике изучаются наименьшие значимые части.
Морфемика – наука, изучающая морфемный состав слова. Морфема – минимальная значимая единица языка. 1. Приставка. 2. Корень. 3. Суффикс. 4. Окончание. 5.
Морфемика повторение. «Не можешь оторвать глаз от лесенки слов, на которой покоится жизнь с ее прошлым, с ее нынешним пульсом, со взглядом в завтра…»
Цели урока: повторить в форме занимательной игры разделы языкознания и основные сведения, полученные учащимися в 5–ом классе; закрепить орфографические.
Морфемный состав слова. Морфемный состав слова. Слова состоят ( или могут состоять ) из приставки, корня, суффикса, окончания. приставки корня суффикса.
Языковые подсистемы и информатика Повторение изученного материала.
Готовимся к экзаменам! Бессоюзные сложные предложения Презентация по русскому языку учителя Рогач Г.Н.
Урок - исследование « Словообразование. Состав слова. Орфография ». ( Повторение )
Транксрипт:

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

Ход урока:

Проверка Д/З Назовите сложные слова (1 ряд)

Какие из них являются сложносокращенными (2 р), что они обозначают (1 р)?

Запишите на доске, как образовано выделенное слово ( 1 р__________________)

Постройте схему сложного предложения (2 р_________________)

III этап – Актуализация опорных знаний:

На прошлых уроках мы изучили темы «Морфемика» и «Словообразование». Сегодня мы повторим эти темы, закрепим умение выполнять разные виды разбора слова.

Давайте вспомним этапы анализа слова:

Морфемный:

окончание

основа

суффикс(ы)

приставка

корень

Забайкальский

Словообразовательный:

Дать толкование лекс.зн-я слова

сравнить состав данного слова с однокоренным, выявить ту часть, с помощью которой оно образовалось

определить, от чего образовано слово

назвать способ образования

заснеженные снег

Наш урок мы проведем в форме путешествия. Каждый ученик получает рабочий лист, в котором 5 заданий. Вы будете выполнять их в течение урока самостоятельно. В конце урока каждый заработает определённое количество баллов, которые мы переведём в оценку. Дополнительные баллы вы сможете получить, отвечая на устные вопросы.

I этап – Морфемика.

- Расскажите, из каких значимых частей состоят слова (1 р) и охарактеризуйте каждую из них (2 р).

Задание 1. Выполните морфемный разбор слов

Кукольный (театр) – Тонкосуконный (комбинат)

Октябрьский (район)

Этнографический (музей)

Железнодорожный (вокзал)

Универмаг «Юбилейный»

Выберите слова, соответствующие схемам:

Кукольный (театр)

Тонкосуконный (комбинат) Октябрьский (район) Этнографический (музей)

Железнодорожный (вокзал) Универмаг «Юбилейный»

II этап – Способы образования слов.

- О каком городе шла речь? Бывали ли вы в Улан-Удэ? Прежде чем отправиться в путешествие, вспомните, Какие способы образования слов вы знаете?

Мы с вами отправляемся в небольшое путешествие. По названиям улиц, районов, городов можно узнать его историю, узнать, чем живет город. Ваша задача - указать, от каких слов образовались некото-рые из них.

Раньше Улан-Удэ назывался Верхнеудинском, так как город находится в верховье р.Уды. Позже был переименован. Улан- Удэнцы и все жители Бурятии стараются сохранять культурное наследие своих предков. Поэтому в городе много архитектурных памятников, музеев. У-У – студенческий город. Здесь 4 крупных вуза: БГУ, БГСХА, ВСГТУ, ВСГАКИ. Также У-У – крупный промышленный центр. В городе имеотся крупные промышленные предприятия: судостроительный, авиационный, ЗММК, ЛВРЗ. У- У – культурный центр Бурятии. Здесь есть разные театры: Оперы и балета, русской и бурятской драмы, театр кукол «Ульгэр», кинотеатры, библиотеки.

- Какое значение имеет изучение словообразования?

Задание 2. Выполните словообразовательный разбор слов (Обе группы)

– Гостиные

Транспортный

Ул. Пионерская

Кяхтинка

ГДО

Погранотряд

III этап. Корни с чередующимися гласными.

- Расскажите о правилах выбора гласной в корнях с чередованием, приведите примеры.

Задание 3. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму. – З…ря ярко осветила звёзды на водную гладь Байкала.

2Мы возл…жили цветы к памятнику погибшим воинам.

3 Всем хотелось прик…снуться к экспонатам в Этнографическом музее.

4 В кабинете биологии выр…с удивительный цветок.

5 Между ребятами разг…релся спор, в каком музее было интереснее.

6 Мы побывали в Улан-Удэ в самый разг…р лета.

7 Ребята не предпол…гали, что там будет так красиво.

8 В разговоре с экскурсоводом мы к…сались разных тем.

9 Цветы, которые мы привезли домой, были выр…щены в музее природы.

Задание 3. Составьте предложения из словосочетаний.

1. Утренняя з…ря

2. возл…жить цветы

3. прик…снуться к чему-то

4. выр…с в саду

5. разг…релся между ребятами

3 уровень – взаимопроверка (Слайды)

IV этап. Правописание приставок пре- и при-

- Расскажите о правилах выбора гласной в приставках пре- и при-. Приведите примеры.

Задание 4. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму(2 ряд)

Пр…школьный

Пр…образовать

Пр…луниться

Пр…красный

Пр…остановить

Пр…рвать

Пр…выкать

Пр…мудрая

Пр…брежный

Пр…вет

Пр…творить (дверь)

Пр…творить (мечту в жизнь)

Задание 4. Подберите слова на правило: «Правописание приставок пре- и при-.(1 ряд)

Приставка ПРИ-Приставка ПРЕ-

1234Словарные слова 12Словарные слова

3 уровень – взаимопроверка (Слайды)

V этап – Гласные ы-и после приставок. Соединительные гласные О и Е.

Расскажите о правописании гласных ы-и после приставок и о правописании соединительных гласных о-е. Приведите примеры.

Задание 5 -1 р. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму

Лед…кол

Везд…ход

Птиц…лов

Верт…лёт

С…грать

Сверх…нтересный

Контр…гра

Меж…нститутский

Задание 5- 2р Составьте словосочетания со словами, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму

Лед…кол ____________________________ _________________

Везд…ход___________________ __________________________

Птиц…лов___________________ __________________________

С…грать_____________________ __________________________

Сверх…нтересный ____________________________ __________________

Меж…нститутский ____________________________ ___________________

IV этап – заключение, подведение итогов.

- Чем мы занимались на уроке, что нового узнали?

- Для чего нужно знать словообразовательный и морфемный разборы?

- Подсчитайте заработанные баллы каждого ученика.

«5» - 25 баллов

«4» балла

«3» баллов

«2» - до 9 баллов

V этап – Д/З На какие правила вы допустили ошибки?

190, 191

Морфемика и словообразование. (ЛП)

Рабочий лист

ученика 6 класса ____________________________ ____________________________ ___

Задание 1. Выполните морфемный разбор слов

Кукольный (театр) – Тонкосуконный (комбинат)

Октябрьский (район)

Этнографический (музей)

Железнодорожный (вокзал)

Универмаг «Юбилейный»

Задание 2. Выполните словообразовательный разбор слов

– Гостиные

Транспортный

Ул. Пионерская

Кяхтинка

ГДО

Погранотряд

Задание 3. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.

1. З…ря ярко осветила звёзды на водную гладь Байкала.

2. Мы возл…жили цветы к памятнику погибшим воинам.

3. Всем хотелось прик…снуться к экспонатам в Этнографическом музее.

4. В кабинете биологии выр…с удивительный цветок.

5. Между ребятами разг…релся спор, в каком музее было интереснее.

6. Мы побывали в Улан-Удэ в самый разг…р лета.

7. Ребята не предпол…гали, что там будет так красиво.

8. В разговоре с экскурсоводом мы к…сались разных тем.

9. Цветы, которые мы привезли домой, были выр…щены в музее природы.

Задание 4. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.

Пр…школьный

Пр…образовать

Пр…луниться

Пр…красный

Пр…остановить

Пр…рвать

Пр…выкать

Пр…мудрая

Пр…брежный

Пр…вет

Пр…творить (дверь)

Пр…творить (мечту в жизнь)

Задание 5. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму

Лед…кол

Везд…ход

Птиц…лов

Верт…лёт

С…грать

Сверх…нтересный

Контр…гра

Меж…нститутский

Морфемика и словообразование. (ПП)

Рабочий лист

ученика 6 класса ____________________________ ____________________________ ___

Задание 1. Выполните морфемный разбор слов. Какие слова соответствуют схемам:

Кукольный (театр) ____________________________ ________________________

Тонкосуконный (комбинат) ____________________________ ________________

Октябрьский (район) ____________________________ ______________________

Этнографический (музей) ____________________________ __________________

Железнодорожный (вокзал) ____________________________ _________________

Универмаг «Юбилейный»

Задание 2. Выполните словообразовательный разбор слов

– Гостиные

Транспортный

Ул. Пионерская

(Река) Кяхтинка

ГДО

Погранотряд

Задание 3. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.

1. З…ря ярко осветила звёзды на водную гладь Байкала.

2. Мы возл…жили цветы к памятнику погибшим воинам.

3. Всем хотелось прик…снуться к экспонатам в Этнографическом музее.

4. В кабинете биологии выр…с удивительный цветок.

5. Между ребятами разг…релся спор, в каком музее было интереснее.

6. Мы побывали в Улан-Удэ в самый разг…р лета.

7. Ребята не предпол…гали, что там будет так красиво.

8. В разговоре с экскурсоводом мы к…сались разных тем.

9. Цветы, которые мы привезли домой, были выр…щены в музее природы.

Задание 4. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.

Пр…школьный

Пр…образовать

Пр…луниться

Пр…красный

Пр…остановить

Пр…рвать

Пр…выкать

Пр…мудрая

Пр…брежный

Пр…вет

Пр…творить (дверь)

Пр…творить (мечту в жизнь)

Задание 5. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму

Лед…кол

Везд…ход

Птиц…лов

Верт…лёт

С…грать

Сверх…нтересный

Контр…гра

Меж…нститутский