Морфемный и словообразовательный разбор слова.
Ход урока:
Проверка Д/З Назовите сложные слова (1 ряд)
Какие из них являются сложносокращенными (2 р), что они обозначают (1 р)?
Запишите на доске, как образовано выделенное слово ( 1 р__________________)
Постройте схему сложного предложения (2 р_________________)
III этап – Актуализация опорных знаний:
На прошлых уроках мы изучили темы «Морфемика» и «Словообразование». Сегодня мы повторим эти темы, закрепим умение выполнять разные виды разбора слова.
Давайте вспомним этапы анализа слова:
Морфемный:
окончание
основа
суффикс(ы)
приставка
корень
Забайкальский
Словообразовательный:
Дать толкование лекс.зн-я слова
сравнить состав данного слова с однокоренным, выявить ту часть, с помощью которой оно образовалось
определить, от чего образовано слово
назвать способ образования
заснеженные снег
Наш урок мы проведем в форме путешествия. Каждый ученик получает рабочий лист, в котором 5 заданий. Вы будете выполнять их в течение урока самостоятельно. В конце урока каждый заработает определённое количество баллов, которые мы переведём в оценку. Дополнительные баллы вы сможете получить, отвечая на устные вопросы.
I этап – Морфемика.
- Расскажите, из каких значимых частей состоят слова (1 р) и охарактеризуйте каждую из них (2 р).
Задание 1. Выполните морфемный разбор слов
Кукольный (театр) – Тонкосуконный (комбинат)
Октябрьский (район)
Этнографический (музей)
Железнодорожный (вокзал)
Универмаг «Юбилейный»
Выберите слова, соответствующие схемам:
Кукольный (театр)
Тонкосуконный (комбинат) Октябрьский (район) Этнографический (музей)
Железнодорожный (вокзал) Универмаг «Юбилейный»
II этап – Способы образования слов.
- О каком городе шла речь? Бывали ли вы в Улан-Удэ? Прежде чем отправиться в путешествие, вспомните, Какие способы образования слов вы знаете?
Мы с вами отправляемся в небольшое путешествие. По названиям улиц, районов, городов можно узнать его историю, узнать, чем живет город. Ваша задача - указать, от каких слов образовались некото-рые из них.
Раньше Улан-Удэ назывался Верхнеудинском, так как город находится в верховье р.Уды. Позже был переименован. Улан- Удэнцы и все жители Бурятии стараются сохранять культурное наследие своих предков. Поэтому в городе много архитектурных памятников, музеев. У-У – студенческий город. Здесь 4 крупных вуза: БГУ, БГСХА, ВСГТУ, ВСГАКИ. Также У-У – крупный промышленный центр. В городе имеотся крупные промышленные предприятия: судостроительный, авиационный, ЗММК, ЛВРЗ. У- У – культурный центр Бурятии. Здесь есть разные театры: Оперы и балета, русской и бурятской драмы, театр кукол «Ульгэр», кинотеатры, библиотеки.
- Какое значение имеет изучение словообразования?
Задание 2. Выполните словообразовательный разбор слов (Обе группы)
– Гостиные
Транспортный
Ул. Пионерская
Кяхтинка
ГДО
Погранотряд
III этап. Корни с чередующимися гласными.
- Расскажите о правилах выбора гласной в корнях с чередованием, приведите примеры.
Задание 3. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму. – З…ря ярко осветила звёзды на водную гладь Байкала.
2Мы возл…жили цветы к памятнику погибшим воинам.
3 Всем хотелось прик…снуться к экспонатам в Этнографическом музее.
4 В кабинете биологии выр…с удивительный цветок.
5 Между ребятами разг…релся спор, в каком музее было интереснее.
6 Мы побывали в Улан-Удэ в самый разг…р лета.
7 Ребята не предпол…гали, что там будет так красиво.
8 В разговоре с экскурсоводом мы к…сались разных тем.
9 Цветы, которые мы привезли домой, были выр…щены в музее природы.
Задание 3. Составьте предложения из словосочетаний.
1. Утренняя з…ря
2. возл…жить цветы
3. прик…снуться к чему-то
4. выр…с в саду
5. разг…релся между ребятами
3 уровень – взаимопроверка (Слайды)
IV этап. Правописание приставок пре- и при-
- Расскажите о правилах выбора гласной в приставках пре- и при-. Приведите примеры.
Задание 4. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму(2 ряд)
Пр…школьный
Пр…образовать
Пр…луниться
Пр…красный
Пр…остановить
Пр…рвать
Пр…выкать
Пр…мудрая
Пр…брежный
Пр…вет
Пр…творить (дверь)
Пр…творить (мечту в жизнь)
Задание 4. Подберите слова на правило: «Правописание приставок пре- и при-.(1 ряд)
Приставка ПРИ-Приставка ПРЕ-
1234Словарные слова 12Словарные слова
3 уровень – взаимопроверка (Слайды)
V этап – Гласные ы-и после приставок. Соединительные гласные О и Е.
Расскажите о правописании гласных ы-и после приставок и о правописании соединительных гласных о-е. Приведите примеры.
Задание 5 -1 р. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму
Лед…кол
Везд…ход
Птиц…лов
Верт…лёт
С…грать
Сверх…нтересный
Контр…гра
Меж…нститутский
Задание 5- 2р Составьте словосочетания со словами, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму
Лед…кол ____________________________ _________________
Везд…ход___________________ __________________________
Птиц…лов___________________ __________________________
С…грать_____________________ __________________________
Сверх…нтересный ____________________________ __________________
Меж…нститутский ____________________________ ___________________
IV этап – заключение, подведение итогов.
- Чем мы занимались на уроке, что нового узнали?
- Для чего нужно знать словообразовательный и морфемный разборы?
- Подсчитайте заработанные баллы каждого ученика.
«5» - 25 баллов
«4» балла
«3» баллов
«2» - до 9 баллов
V этап – Д/З На какие правила вы допустили ошибки?
190, 191
Морфемика и словообразование. (ЛП)
Рабочий лист
ученика 6 класса ____________________________ ____________________________ ___
Задание 1. Выполните морфемный разбор слов
Кукольный (театр) – Тонкосуконный (комбинат)
Октябрьский (район)
Этнографический (музей)
Железнодорожный (вокзал)
Универмаг «Юбилейный»
Задание 2. Выполните словообразовательный разбор слов
– Гостиные
Транспортный
Ул. Пионерская
Кяхтинка
ГДО
Погранотряд
Задание 3. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.
1. З…ря ярко осветила звёзды на водную гладь Байкала.
2. Мы возл…жили цветы к памятнику погибшим воинам.
3. Всем хотелось прик…снуться к экспонатам в Этнографическом музее.
4. В кабинете биологии выр…с удивительный цветок.
5. Между ребятами разг…релся спор, в каком музее было интереснее.
6. Мы побывали в Улан-Удэ в самый разг…р лета.
7. Ребята не предпол…гали, что там будет так красиво.
8. В разговоре с экскурсоводом мы к…сались разных тем.
9. Цветы, которые мы привезли домой, были выр…щены в музее природы.
Задание 4. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.
Пр…школьный
Пр…образовать
Пр…луниться
Пр…красный
Пр…остановить
Пр…рвать
Пр…выкать
Пр…мудрая
Пр…брежный
Пр…вет
Пр…творить (дверь)
Пр…творить (мечту в жизнь)
Задание 5. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму
Лед…кол
Везд…ход
Птиц…лов
Верт…лёт
С…грать
Сверх…нтересный
Контр…гра
Меж…нститутский
Морфемика и словообразование. (ПП)
Рабочий лист
ученика 6 класса ____________________________ ____________________________ ___
Задание 1. Выполните морфемный разбор слов. Какие слова соответствуют схемам:
Кукольный (театр) ____________________________ ________________________
Тонкосуконный (комбинат) ____________________________ ________________
Октябрьский (район) ____________________________ ______________________
Этнографический (музей) ____________________________ __________________
Железнодорожный (вокзал) ____________________________ _________________
Универмаг «Юбилейный»
Задание 2. Выполните словообразовательный разбор слов
– Гостиные
Транспортный
Ул. Пионерская
(Река) Кяхтинка
ГДО
Погранотряд
Задание 3. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.
1. З…ря ярко осветила звёзды на водную гладь Байкала.
2. Мы возл…жили цветы к памятнику погибшим воинам.
3. Всем хотелось прик…снуться к экспонатам в Этнографическом музее.
4. В кабинете биологии выр…с удивительный цветок.
5. Между ребятами разг…релся спор, в каком музее было интереснее.
6. Мы побывали в Улан-Удэ в самый разг…р лета.
7. Ребята не предпол…гали, что там будет так красиво.
8. В разговоре с экскурсоводом мы к…сались разных тем.
9. Цветы, которые мы привезли домой, были выр…щены в музее природы.
Задание 4. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.
Пр…школьный
Пр…образовать
Пр…луниться
Пр…красный
Пр…остановить
Пр…рвать
Пр…выкать
Пр…мудрая
Пр…брежный
Пр…вет
Пр…творить (дверь)
Пр…творить (мечту в жизнь)
Задание 5. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму
Лед…кол
Везд…ход
Птиц…лов
Верт…лёт
С…грать
Сверх…нтересный
Контр…гра
Меж…нститутский