Развитие активности, самостоятельности, инициатив- ности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Интерес ребёнка – важнейший источник его активности в познавательном процессе, один из наиболее эффективных побудителей внимания. Достаточная подготовленность к познавательной деятельности снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость и сохраняет здоровье ребёнка.
Процесс активизации познавательной деятельности младших школьников.
Развитие познавательной деятельности и её активизация у младших школьников в учебном и воспитательном процессе.
Выявить, научно обосновать педагогические условия активизации познавательной деятельности младших школьников в процессе обучения и воспитания.
Эффективность развития активизации познавательной деятельности младших школьников обеспечивается следующими условиями: учитываются индивидуальные условия учащихся; совместная деятельность всех участников педагогического процесса направлена на осуществление системного развития познавательной деятельности в учебном и воспитательном процессе.
1. Выявление внутренних ресурсов учащихся, позволяющих им реализовывать себя в учебной деятельности. 2. Развитие творческих качеств и познавательной активности, способности самостоятельно мыслить, планировать свою деятельность. 3. Определить содержание, которое способствует активизации познавательной деятельности в учебной и внеучебной работе младших школьников. 4. Формирование у школьников нравственных ценностей, духовной культуры. 5. Развитие личностных качеств: доброты, чуткости, умения сопереживать, уважения к человеку, самоуважения.
теоретический анализ научно-методической литературы; изучение педагогического опыта; прямое и косвенное наблюдение за деятельностью учащихся.
1. Констатирующий 2. Формирующий 3. Диагностирующий
ВопросыОтветы Кол-во учащихся 2 А Нравится ли тебе в школе? Да17 Нет- Любишь ли ты урок математики? Да12 Нет5 Любишь ли ты решать задачи, примеры? Да13 Нет4 Часто ли учитель проводит игры на уроках? Да10 Нет7 Как ты думаешь, можно ли учиться, играя? Да17 Нет-
1. Включение школьников в работу в начале урока. 2. Активность при проведении устных упражнений. 3. Учебные интересы на этапе знакомства с новым учебным материалом и его закрепления. 4. Активность детей при создании учителем состязательной мотивации. 5. Деятельность школьников при работе в группах. 6. Самостоятельность учеников, самооценка при выполнении заданий на повторение. 7. Активность при проведении учителем фронтальной проверки выполненных заданий.
Технологии Объяснительно-иллюстративное обучение Личностно - ориентированное обучение Развивающее обучение
Внутренняя мотивация к учению Ориентация на способности каждого ребенка Субъективная позиция ребенка в образовательном процессе Индивидуальная траектория развития в учебно-воспитательном процессе
Информационно- развивающие Проблемно- поисковые Репродуктивные и творческо- репродуктивные
Таким образом,осуществляя учебно - познавательную деятельность и стремясь к гармоничному её развитию, за основу должен быть взят принцип единства эмоционального и интеллектуального, как важнейшее условие, соблюдение которого позволит сформировать и развить в ребёнке так необходимые творческие умения и навыки, с помощью которых он сможет не только познавать мир, но и жить в нём и активно его преобразовывать.
1. Поощряйте учеников 2. Ожидайте от учеников лучшего 3. Распространяйте энтузиазм, как вирус 4. Варьируйте педагогическую деятельность на уроке 5. Назначайте работу по классу 6. Распределяйте полномочия и ответственность 7. Урок в вольной форме 8. Соотносите ваш урок с действительностью 9. Озвучивайте цели класса заранее 10. Вознаграждайте положительное поведение вне класса