Реализация основных направлений программы экологического воспитания учащихся муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа 7» в рамках кружка «Мы - часть природы» Климова Светлана Витальевна Учитель биологии МОУ Бутурлиновская СОШ 7
Основные положения экологического воспитания Овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способности оценить состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению Развитие духовной потребности в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия, стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера Формирование стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения действия людей, наносящих вред природе
Принципы организации экологического воспитания. 1. Междисциплинарный подход в формировании экологической культуры школьников; 2. Систематичность и непрерывность изучения экологического материала; 3. Взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебном процессе. 4. Единство интеллектуального и эмоционального, волевого начала в деятельности учащихся по изучению природы;
Мероприятия по реализации программы. работа экологического кружка «Мы – часть природы». проведение мероприятий в рамках Международных экологических акций. проведение анкетированийпроведение экскурсийучастие в различных конкурсах проведение тематические классных часов экологической направленности проведение практических мероприятийпроведение Дня здоровья
Мероприятия по реализации программы. Работа кружка Акция «Чистые улицы» Классный час Поездка в Белогорье
Работа экологического кружка «Мы – часть природы» Экологическое состояние рек. Целью данного курса являлось исследование экологического состояния реки. Перед учащимися стояли следующие цели и задачи: выявить наиболее актуальные экологические проблемы, характерные для нашей реки Осередь; на основе простых и доступных современных методик определения качественных и количественных показателей экологического состояния водной среды, получить данные для прогнозирования дальнейших изменений и проектирования решения некоторых экологических проблем. «Малым рекам – большую жизнь» «Экологическое состояние реки Осередь»
Работа экологического кружка «Мы – часть природы» Экологическое состояние лесов. Целью курса является экологическое образование учащихся на основе углубленного изучения лесного биогеоценоза. Основные задачи курса: 1. Усвоение учащимися знаний о биогеоценозе леса, основных его компонентах и связях между ними. 2. Формирование у школьников представлений о многообразии живых организмов лесов региона. 3. Усвоение учащимися знаний об основных уровнях организации живого: организменном, популяционно-видовом, биоценотическом, биосферном. 4. Формирование у школьников понятий о рациональном, научно-обоснованном использовании лесных ресурсов с учетом особенностей лесных экосистем края. 5. Развитие у учащихся интеллектуальных (установление причинно-следственных зависимостей, оценка, прогнозирование, проектирование) и практических умений, связанных с изучением и благоустройством местного леса. Номинация: «Зоология и экология беспозвоночных животных». Исследовательская работа: « Жители подземного царства».
Работа экологического кружка «Мы – часть природы» Город – особая техногенная среда. Цели: сформировать первоначальные представления о взаимосвязи здоровья человека и среды обитания. Задачи: 1)научиться выявлять наиболее актуальные для среды обитания современного человека проблемы; 2)познакомиться с методиками получения качественных и количественных показателей экологического состояния среды жизни человека; 3) помочь использовать полученные знания для прогнозирования дальнейших изменений среды обитания человека и проектирования решения экологических проблем своего поселения. «Дом, в котором я живу»
Работа экологического кружка «Мы – часть природы» Человек - часть природы. Для того чтобы оценить моё здоровье, и здоровье окружающих людей провидится курс «Человек как часть природы». Ребята приобретают новые дополнительные знания по биологии, овладевают практическими навыками оказания первой медицинской помощи, выполняют практические работы, по выявлению физиологического состояния собственного организма, составляют рацион питания, режим дня, ведут исследовательскую деятельность по методике валеологического самоанализа, знакомятся с основными принципами сохранения здоровья. «Оценка состояния здоровья. Валеологический самоанализ».
Советы организатору экологической работы не сдерживайте инициативу учащихся в самостоятельном решении проблем исследования; - поощряйте самостоятельность школьников, избегайте прямых инструкций; - помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать ( или может научится делать) самостоятельно; - не спешите с вынесением оценочных суждений; - оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать; - старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую информацию.
Оценка эффективности реализации Программы Работая над программой, следует помнить о том, что деление на блоки условно, что каждое мероприятие экологического содержания решает задачи обучения, воспитания и развития школьников и направлено на формирование экологического сознания, воспитание необходимых чувств, организацию позитивной деятельности школьников в природе. Главное, чтобы работа по формированию экологической культуры школьников конечным результатом имела сохранение и приумножение Природы Земли