Инструменты реализации ГЧП-проектов в жилищно-коммунальной сфере
1. Зачем нужно ГЧП в ЖКХ: ключевые преимущества Повышение качества государственных услуг предоставляемых населению за счет ускоренного обновления инфраструктуры Концентрация частных инвестиций в социально-значимых для населения проектах Снижение финансовой нагрузки на налогоплательщиков и максимальная отдача на вложенные средства: – Минимизация первоначальных капитальных затрат – Снижение издержек на поддержание в рабочем состоянии ветхой инфраструктуры за счет ее замены/реконструкции и внедрения новых технологий (тратить на то, что будет экономить в будущем) Привлечение опыта частных профессиональных управляющих при сохранении государственного контроля за имуществом Стимулирование диалога и сотрудничества между частным бизнесом и государством, повышение конкурентоспособности отечественного бизнеса
2. Основные инструменты ГЧП в мировой и российской практике Контрактные модели: – Lease contract (аренда с правом реконструкции); – BOOT (строительство - владение - управление - передача); – Договор управления; – Service contract (контракт на обслуживание объекта); – LCC (контракты жизненного цикла); – Turnkey (проектирование, строительство за бюджетные средства под ключ, управление); – BTO (строительство - передача – управление). Концессии Соглашения о разделе продукции Модели, основанные на праве частной собственности инвестора: – Создание акционерных обществ с участием государства; – Продажа государственного имущества; – Инвестиционные контракты (земельные аукционы).
3. Сфера действия инструментов ГЧП ОбъектыКонцессииКонтрактные моделиМодели на праве частной собственности АрендаBOOTАО с участием государства Продажа государств енного имущества Инвест. к онтракт ы/Зем. аукционы ЖКХ Транспорт ++++/--- Энергетика Строительс тво +/- +++ Контрактные модели – сложные договорные модели, регулирующие ряд ключевых параметров сделки: права собственности на объект, форма участия партнеров, разделение рисков, гарантии государства и т.д.
4. Практика применения: концессии Примеры: трасса Москва-Санкт-Петербург, системы теплоснабжения муниципальных образований Тульской и Пермской областей, полигон ТБО в Вологде. Проблема использования: несовершенное законодательное регулирование. Потенциал инструмента: 3-4 млрд.дол./год ГУПы могут выступать концедентами; Возможно долгосрочное тарифное регулирование; Предусмотрены компенсационные механизмы для инвесторов; Усовершенствован механизм обеспечения обязательств инвестора перед финансовыми учреждениями; Возможна трансформация арендных договоров в концессионные.
4. Практика применения: ВООТ Примеры: водное хозяйство Москвы и Санкт-Петербурга. Проблема использования: псевдорыночный характер инструмента в условиях отсутствия адекватного тарифного регулирования. Потенциал инструмента: 1-2 млрд.дол./год Постепенный переход к рыночному тарифообразованию; Инструмент в России выступает в качестве «псевдоконцессии» в условиях несовершенства концессионного законодательства; Эффективный инструмент в бюджетообеспеченных регионах.
4. Практика применения: долгосрочная аренда с правом реконструкции Примеры: коммунальное хозяйство более чем 15 регионов (Российские коммунальные системы, Росводоканал, региональные управляющие компании в сфере ЖКХ (УК «ЭБМ» и др.)). Проблема использования: отсутствие гарантий у инвестора. Потенциал инструмента: 1-2 млрд.дол./год Возможность использовать инструмент в качестве предварительной стадии перед заключением концессионных договоров; Не обеспечивают адекватного обеспечения перед банками, а значит требуют дополнительных гарантий; В условиях выстраивания сложной модели могут применяться для комплексного управления ЖКХ региона.
4. Практика применения: другие контрактные модели Примеры: контракты, формируемые в соответствии с принимаемыми региональными законами (проект реконструкции аэропорта «Пулково»). Проблема использования: противоречия между региональным и федеральным законодательством. Потенциал инструмента: 1-1,5 млрд.дол./год Новые контрактные модели откроют возможность реализации ГЧП- проектов в социальной сфере (контракты жизненного цикла); Региональные законы о ГЧП позволят реализовать региональные пилотные проекты; Системно может развиваться с принятием федерального закона о ГЧП.
ВЫВОДЫ 1.Основной потенциал реализации ГЧП-проектов сосредоточен в механизмах концессии, псевдоконцессии (ВООТ) и долгосрочная аренда. 2.Для реализации региональных ГЧП-проектов необходимо четко формулировать стратегические приоритеты, так как данные инструменты по-прежнему являются дорогостоящими (в плане предпроектной проработки) и высокорисковыми для инвесторов. 3.С принятием поправок в концессионное законодательство можно ожидать активизации частных инвесторов. Выиграют в конкурентной борьбе те регионы, которые обеспечат адекватное оперативное взаимодействие и прохождение сложных инвестиционных сделок.
Спасибо за внимание!