Познание. Блок 1. Понятие и история гносеологии Занятие 3.
Вспоминаем (1\2): Познание – деятельность, результатом которой является новое знание. Цель получения знаний – практическая деятельность. Наука о познании – гносеология, одна из философских дисциплин.
Вспоминаем (2\2): 2 основные классификации философии – ответы на ее основные вопросы: Представители: Ответы на основные вопросы Материалисты: материя, бытие определяет сознание Идеалисты: мысли, бытие определяется сознанием Эмпирики: чувствами, через опыт Рационалисты: через разум, мышление. Основные вопросы философии Онтология: Что первично в мире? Гносеология: Как познается мир?
Немецкая классическая философия Иммануил Кант ( ) Георг Вильгельм Фридрих Гегель ( ) Общепризнанная вершина философской мысли на сегодня.
А) «Вещи в себе» Б) Антиномии 1. Гносеология Канта Критика Критика предшествующей философии, которая оставляет нерешенным вопрос о возможности знания. Чистый разум «неэмпирический», то есть такой, к которому не примешивается ощущение. «Критика чистого разума» А оно невозможно (агностицизм)! 2 причины:
1-я проблема: «Вещь в себе» Картина окружающего мира возникает в разуме на основании ощущений То, что мы ощущаем – только лишь видимый разумом и чувствами образ реального мира, который не имеет ничего общего с реальным миром. «Вещь в себе» (ноумен) - это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом. Вещь «сама по себе»
2-я проблема: антиномии сознания Познавательные возможности разума ограничены! Антиномия ситуация, в которой противоречащие друг другу высказывания об одном и том же объекте имеют логически равноправное обоснование. ИстинностьРавноправны!Ложность «Nomos» – закон => Антиномия – «противозаконное» высказывание разума
Антиномии чистого разума: «Мир конечен» «мир бесконечен». «Каждая сложная субстанция состоит из простых частей» «не существует ничего простого». «В мире существует свобода» «в мире не существует свободы, но господствует только причинность, законы природы». «Существует первопричина мира (Бог)» «не существует первопричины мира».
2. Ответ Гегеля Георг Вильгельм Фридрих Гегель возвращается к возможности метафизического познания, в отличии от Канта. «Что разумно, станет действительным»
Абсолютный идеализм Гегеля Гегель считал себя биографом Абсолютного Духа. Абсолютный (Мировой) Дух - то, что лежит в основе всего существующего. Аналогия – всесильный бог. Абсолютный Дух не всесилен: он может управлять людьми и природой, но не знает, что он такое. Для самопознания ему необходимо проявление – исторический процесс. Вся реальность – проявление Духа. Бытие человека становиться мышлением Мирового духа. Ранее все познавали что-то независимое от субъекта: Бог, Природа. По Гегелю же объект познания совпадает с познающим субъектом (Абсолютным Духом).
Выводы Формирование классической европейской философии завершилось созданием новых противоположных тезисов гносеологии: Георг Гегель: Деятельность человека – способ самопознания Абсолютного Духа Иммануил Кант: агностицизм в силу 2-х причин: -«вещи в себе» -Антиномии