Из текста «Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
Важнейшие задачи информатизации образования 1) повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий; 2) применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности; 3) интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.); 4) адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого; 5) разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики для эффективного применения в профессиональной деятельности; 6) обеспечение непрерывности и преемственности в обучении; 7) разработка информационных технологий дистанционного обучения; 8) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса; 9) внедрение информационных технологий обучения в процесс специальной профессиональной подготовки специалистов различного профиля.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации.
ИКТ-грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет). ИКТ-компетентность – не только использование различных информационных инструментов (ИКТ- грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.
ИКТ - компетентность
Поурочное планирование Для взаимодействия с коллегами Для взаимодействи я с родителями Поиск учебных материалов в Интернет Для мониторинга развития учащихся Внеклассная работа Подобрать ПО для учебных целей ИКТ ИКТ – компетентность учителя Урок с использованием ИКТ
Цели использования ИКТ повысить мотивацию обучения; повысить эффективность процесса обучения; способствовать активизации познавательной сферы обучающихся; совершенствовать методики проведения уроков; своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания; планировать и систематизировать свою работу; использовать, как средство самообразования; качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).
Модели обучения с применением ИКТ Традиционные модели обучения Оптимальное решение – модель, объединяющая в себе лучшие стороны этих подходов.
Дидактические возможности ИКТ представлять обучаемому информацию в различной форме; контролировать временные параметры урока для каждого обучаемого; выдавать большой объем информации по частям; активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти; мобилизовать внимание обучаемого; значительно снижать временные затраты преподавателя на контроль нормативных знаний; быть точным и объективным в оценке знаний; печатать, воспроизводить и комментировать информацию; выходить в мировое информационное сообщество; использовать мировые информационные ресурсы в учебных целях.
Этапы проектирования урока с ИКТ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ
ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЦОР и ЦМР Специальные программы Специальные программы Программы общего назначения Программы общего назначения Сервисы Интернет Сервисы Интернет
Цветовое и мультимедийное оформление Меньше вероятность ошибок понимания Комфортность восприятия за счет дизайна Структурирование и концентрация материала Наглядность, зрелищность, выразительность Зрение + слух = лучшее восприятие И К Т
Условия целесообразности Применение ИКТ целесообразно при: достаточной подготовленности педагога, достаточной ресурсной оснащенности образовательного процесса, методической обоснованности (содержание, формы), соблюдении санитарно-гигиенических требований.
Задача педагога, проводящего занятия с использованием технических средств обучения, снять или свести до минимума их отрицательное влияние на здоровье учащихся.
Документы федерального уровня: Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН Письмо Министерства образования и науки РФ "О Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений»
Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе ТСО устанавливается согласно табл. 5. После использования ТСО, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз (прил. 5), а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления (прил. 4).
« Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием». К.Д. Ушинский
Работа в группах.
За и против ЗА ПРОТИВ
ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Компьютер+ проектор Интерактивная доска Интерактивная доска Система опроса Система опроса Документ - камера Документ - камера Цифровые датчики Цифровые датчики Мобильный класс ЦОР и ЦМР Специальные программы Специальные программы Программы общего назначения Программы общего назначения Сервисы Интернет Сервисы Интернет
Добавьте в каждый свой урок: 12 порций мудрости 11 порций терпения 10 порций храбрости 9 порций работоспособности 8 порций оптимизма 7 порций преданности своему делу 6 порций творчества 5 порций доброты 4 порции заботы о здоровье 3 порции юмора 2 порции такта 1 порцию веры в каждого ученика