Финансово-экономические особенности разработки технико-экономического обоснования энергоэффективных мероприятий Консультант Алексей Александрович Ильющенко.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики О механизмах государственной поддержки энер О механизмах государственной поддержки энергоэффективных.
Advertisements

Тема 3. Формы и механизмы реализации программ развития.
Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Правовые аспекты энергосервисных услуг Анастасия Прозор, Юрист | CMS, Россия Новые инструменты реализации энергоэффективности Пресс-центр ИА «Интерфакс»,
Консалтинговая группа «Лекс» ООО «Лекс – Консалтинг» ПУРТОВ НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ «Приоритетные задачи реализации государственно-частного партнерства в Тюменской.
Предложения по реализации и развитию моделей ГЧП в здравоохранении региона Некоммерческое партнерство «Медико-фармацевтические проекты. XXI век»
Министерство экономики Удмуртской Республики Государственно-частное партнерство в сфере энергосбережения в Удмуртской Республике Докладывает: Заместитель.
Создание Технопарка на базе Концессионного соглашения Используя инструменты концессионного соглашения, можно решить вопросы о передаче имущества, целесообразно.
Студент 3 курса з/о Группы ЭЗ-31 Мамытов С.А 1. Предпосылки: высокий уровень физического износа коммунальных сетей государственная и муниципальная монополия.
М ] ф Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года Воронин Филипп Игоревич.
Северо-Западное управление Ростехнадзора Отдел по надзору за тепловыми энергоустановками и энергосбережения Главный государственный инспектор Литвин Михаил.
Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан Товарный знак Зарегистрирован в Государственном.
Федеральный закон об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ 261-ФЗ Принят.
Государственно-частное партнерство в проектах комплексного освоения территорий в целях строительства жилья экономического класса Н.Б. Косарева президент.
Распоряжение Правительства РФ от Р МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственная программа РФ «ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ И РАЗВИТИЕ.
Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности К полномочиям органов местного.
Программа повышения квалификации ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ.
Председатель Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Р.М.Хазиев.
Северо-Западное управление Ростехнадзора Отдел по надзору за тепловыми энергоустановками и энергосбережения Начальник отдела Чмуль Валерий Николаевич Официальный.
Оперативное управление Государственной программой « Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года » Директор Санкт -
Транксрипт:

Финансово-экономические особенности разработки технико-экономического обоснования энергоэффективных мероприятий Консультант Алексей Александрович Ильющенко

Федеральный закон от 23 ноября 2009 года 261-ФЗ. Статья 27. Направления государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности : - содействие в осуществлении инвестиционной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; - пропаганда использования энергосервисных договоров (контрактов); - содействие в разработке и использовании объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность; - содействие в строительстве многоквартирных домов, имеющих высокий класс энергетической эффективности; - поддержка региональных, муниципальных программ, предусматривающих достижение наиболее высоких целевых показателей; - реализация программ стимулирования производства и продажи товаров, имеющих высокую энергетическую эффективность, для обеспечения их в количестве, удовлетворяющем спрос потребителей, при установлении запрета или ограничения производства и оборота аналогичных по цели использования товаров, результатом использования которых может стать непроизводительный расход энергетических ресурсов; - содействие в осуществлении образовательной деятельности и информационной поддержки мероприятий.

Федеральный закон от 23 ноября 2009 года 261-ФЗ. Статья 27. Формы государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности : Государственная поддержка инвестиционной деятельности может осуществляться путем возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, займам, полученным в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Российская Федерация вправе осуществлять софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в виде субсидий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление государственного регулирования цен (тарифов), вправе устанавливать социальную норму потребления населением энергетических ресурсов, а также пониженные цены (тарифы) при расчетах за объем потребления энергетических ресурсов, соответствующий социальной норме потребления. Использование мер стимулирующего характера, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, путем возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным в российских кредитных организациях на осуществление инвестиционной деятельности, реализацию инвестиционных проектов. Определение перечня основных средств, относящихся к объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность, для которых не предусмотрено установление классов энергетической эффективности, в отношении которых налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2, на основании постановления Правительства Российской Федерации. Внесение изменений в порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки и инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов.

Утвержден постановлением Правительства РФ 25 октября 2010 г. 857 П Е Р Е Ч Е Н Ь объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, осуществление инвестиций в создание которых является основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита 1. Конденсационные котлы 2. Тепловые насосы 3. Когенерационные установки (до 25 МВт) 4. Светодиодные лампы

Направленность нормативно-правовой и законодательной базы формирование условий для использования более эффективного оборудования и энергетических устройств, а также соблюдения требований повышения энергоэффективности при обороте товаров, работ, услуг; определение нормативов и стандартов при производстве, передаче, распределении и потреблении энергоресурсов; установление ответственности за нарушение норм и требований использования энергетических ресурсов.

Административные санкции За несоблюдение собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов: административный штраф на должностных лиц в размере от руб. до руб.; на лиц, без образования юридического лица – от до руб.; на юридических лиц – от до руб. За несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования: административный штраф на должностных лиц в размере от руб. до руб.; на лиц, без образования юридического лица – от до руб.; на юридических лиц – от руб. до руб. За непредставление копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти: на должностных лиц – руб., на юридических лиц – руб.

Предложения для муниципальной поддержки и стимулирования - бюджетное софинансирование и субсидирование; - инвестиционный налоговый кредит; - тарифное стимулирование; - льготный порядок технологического присоединения; - вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого либо неэффективно используемого имущества, бесхозных земельных участков путем передачи в аренду, продажи либо приватизации; - предоставление гарантий и консолидация ресурсов; - оказание услуг государственными, автономными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями на безвозмездной или льготной основе.

Закон «Об основах государственно-частного партнерства в Томской области»: «…взаимоотношения между Томской областью либо Томской областью и муниципальным образованием (муниципальными образованиями) Томской области, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами, с другой стороны, складывающихся по поводу развития инновационного потенциала региона, также планирования, разработки, финансирования, технического перевооружения, строительства, реконструкции и эксплуатации инфраструктурных объектов и объектов социальной сферы, находящихся в областной или муниципальной собственности, либо подлежащих созданию для решения вопросов регионального и местного значения». Закон города Санкт-Петербурга «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах»: «…взаимовыгодное сотрудничество Санкт-Петербурга с российским или иностранным юридическим или физическим лицом либо действующим без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) объединением юридических лиц в реализации социально значимых проектов, которое осуществляется путем заключения и исполнения соглашений, в том числе концессионных». Государственно-частное партнерство представляет собой взаимовыгодное средне- и долгосрочное сотрудничество между государством и бизнесом, реализуемое в различных формах (начиная от контрактов на выполнение работ, акционирования и заканчивая консультациями государства и бизнес- сообщества) и ставящее своей целью решение политических и общественно значимых задач на национальном, региональном и местном уровнях

Признаки ГЧП - объединяющий его участников общий интерес; - наличие институциональной составляющей сотрудничества – договора, определяющего цели, направления и принципы отношений власти и бизнеса в той или иной сфере; - обмен ресурсами между участниками; - ограничение определенными секторами взаимодействия, которыми выступают жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, связь, энергетика, культура, разработка высоких технологий и т.д.; - неиерархический характер отношений, основанных на паритете, равенстве прав и ответственности участников друг перед другом и перед законом; - наличие особой культуры консенсуса, когда государство и бизнес, не вмешиваясь в сферы автономной компетенции, способны на конструктивной и доверительной основе достигать согласия по поводу средств и результатов своего сотрудничества.

Основные формы ГЧП: Формы ГЧП представляют собой комбинацию несколько базовых моделей партнерства с присущим каждой из них специфичным соотношением собственности, управления и финансирования, различаются по количеству обязательств, которые берут на себя стороны соглашения. Соответственно, чем больше функций и правомочий берет на себя одна из сторон, чем больше ее участие в реализации проекта, тем больше данная модель взаимоотношений напоминает приватизационную или национализирующую схему. взаимодействие на основе контракта, договор аренды (лизинг), соглашение о разделе продукции (СРП), инвестиционный контракт, концессия, акционирование, совместные предприятия (долевое участие частного капитала в государственных предприятиях).

Модели ГЧП МодельСобственностьУправлениеФинансирование Модель оператораЧастная/ государственная Частное Модель кооперацииЧастная/ государственная Частное/ государственное Модель концессииГосударственнаяЧастное/ государственное Модель договорнаяЧастная/ государственная Частное Модель лизингаЧастнаяЧастное/ государственное

Сфера наиболее эффективного применения моделей ГЧП: Модель оператора получила широкое распространение в переработке отходов. Она характеризуется четким разделением ответственности между частным партнером и государством при сохранении контролирующих функций за государством. Модель кооперации используется там, где конкретные услуги недостаточно четко выделены и определены, а потому их сложно сделать отдельными объектами налогообложения и амортизационных отчислений. В таком случае партнерство реализуется через совместную проектную компанию государства и частного инвестора. Модель концессии действует в отраслях с длительным сроком реализации проектов, а также с тех случаях, когда передача прав собственности от государства частному партнеру исключается по политическим или правовым причинам. Договорная модель используется в энергетике, в которой инвестиции в первую очередь направлены на снижение текущих издержек. При этом экономия, полученная от снижения текущих издержек, нередко превышает собственно инвестиционные затраты. Модель лизинга является наиболее подходящей для сооружения общественных зданий.

Механизмы ГЧП: BOT (Build, Operate, Transfer). Строительство – эксплуатация/управление – передача. Используется в концессиях. Инфраструктурный объект создается за счет концессионера, который после завершения строительства получает право эксплуатации сооруженного объекта в течение срока, достаточного для окупаемости вложенных средств. По истечении срока объект возвращается государству. Концессионер получает правомочие использования, но не владения объектом, собственником которого является государство. BOOT (Build, Own, Operate, Transfer). Строительство – владение – эксплуатация/управление – передача. Частный партнер получает не только правомочие пользования, но и владения объектом в течение срока соглашения, по истечении которого он передается государству. Существует также обратный BOOT, при котором власть финансирует и возводит инфраструктурный объект, а затем передает его в доверительное управление частному партнеру с правом для последнего постепенно выкупить его в свою собственность. BTO (Build, Transfer, Operate). Строительство – передача- эсплуатация/управление. Предполагает передачу объекта государственному органу сразу по завершении строительства. После приема государством он переходит в пользование частного партнера, но без передачи ему права владения ВOO (Build, Own, Operate). Строительство – владение – эксплуатация/управление. Созданный объект по истечении срока соглашения не передается публичной власти, а остается в распоряжении инвестора. BOMT (Build, Operate, Maintain, Transfer). Строительство – эксплуатация/управление – обслуживание – передача. Специальный акцент делается на ответственности частного партнера за содержание и текущий ремонт сооруженных им инфраструктурных объектов. DBOOT (Design, Build, Own, Operate, Transfer). Проектирование – строительство – владение – эксплуатация/управление – передача. Особенность соглашений этого типа состоит в ответственности частного партнера не только за строительство инфраструктурного объекта, но и за его проектирование. DBFO (Design, Build, Finance, Operate). Проектирование – строительство – финансирование – эксплуатация/управление. Помимо ответственности частного партнера за проектирование специально оговаривается его ответственность за финансирование строительства инфраструктурных объектов.

Центр ГЧП ВЭБ Поддержка проектов: реконструкция муниципальных котельных; реконструкция муниципальных систем уличного освещения; обустройство систем водоснабжения и насосных станций. Минимальные общие капитальные вложения в инвестиционный проект не менее 2 млрд. рублей на основе равных долей финансирования с инвестором, окупаемость инвестиций не менее 5 лет. Особенности подхода: типизация проектов и формирование пулов на основе межмуниципального сотрудничества; сдача введенного инвестиционного объекта в аренду муниципальному образованию; кредитование инвестора под гарантию муниципального образования выплаты арендного платежа.

ФАНДРАЙЗИНГ Система показателей «3С»: Character – Cash flow – Collateral Репутация заемщика – Движение денежных средств – Обеспечение Возможные формы: 1. Целевые фонды. 2. Гранты. 3. Специальный счет (револьверный фонд). 4. Гарантия банковского кредита. 5. Совместное осуществление. 6. Финансирование третьей стороной в форме лизинга, краткосрочного товарного кредита, перформанс-контракта.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ. ЖЕЛАЮ УДАЧИ В РАЗРАБОТКЕ СХЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ И ПРОЕКТОВ !