Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 46 с углубленным изучением отдельных предметов города Сургута Учитель истории, права и обществознания Усачёва Елена Юрьевна
Платон (428 – 347 в до н.э) Платон развил основной тезис по которому смерть есть отделение души от тела, освобождение ее из «темницы», где она пребывала в своей земной жизни. По Платону душа приходит из высшего мира, смерть для нее – это пробуждение и как бы воспоминание об этом мире. Высшая цель пребывания человека на земле – это подготовка к смерти, к освобождению. Тело не более чем временная оболочка души.
В час смерти люди могут быть встречены лодкой, которая перевезет их на берег посмертного существования. Платон считал, что объяснить «жизнь после смерти» невозможно так, как мы ограничены нашим физическим опытом…Зрение, слух, осязание, вкус и обоняние могут запутать нас.
2 направления Протестантство Пантеизм
(1724 – 1804) Философ Эммануил Кант говорит о вопросах, на которые человеческий разум не имеет ответа: «Бессмертна или смертна душа человека» «Есть бог или нет бога» Рассудок был бы не способен задать такие вопросы, но разум человека способен поднимать вопросы, ответов на которые найти невозможно. Кант не говорит о смерти души, она остается существовать, но в другой форме.
(1770 – 1831) Христология Феминология Отрицается познаваемость Бога. Вместе с отрицанием недоступности теоретического познания Бога. Отрицается смысл смерти, как переход из одного в другой миры Сама смерть отрицается через воскресение Христа.
( ) «Смерть, - писал К. Маркс, - кажется жестокой победой рода над определенным индивидом и как будто противоречит их единству; но определенный индивид есть лишь некое определенное родовое существо и как таковое смертен»
СходстваРазличия 1.Общий взгляд на саму природу смерти; 1)Разные проявления природы смерти (тело умирает, тело может воскреснуть, душа, которая будет существовать в другой форме) 2)Проявление взглядов различных религий, следовательно разное объяснение сущности Бога; 3)Место пребыванию души после смерти.
И.Т. Фролов (1929 – 1999) Первый заговорил о темах смерти, прервав «заговор молчания», выступив в 1980-е годы с серией статей, посвященных разным аспектам темы «жизнь–смерть–бессмертие». С него же начинается реалистическая разработка темы смерти и бессмертия.
Занимался исследованием этической стороны проблемы бессмертия в русской философской традиции конца 19-го начала 20-го века.
Н.Н. Трубников ( ) Считал, что нет никакого раз навсегда заданного смысла (или отсутствия смысла) человеческой жизни. Человек посредством своих замыслов и деяний придает (или не придает) своей жизни определенный смысл.
«Жизнь перед лицом смерти»
Для православия «Итак, умирает христианин. Душа его… жива, она бессмертна, она продолжает жить полнотой той жизни, которую она начала на земле, со всеми своими мыслями и чувствами, со всеми добродетелями и пороками, со всеми достоинствами и недостатками. Жизнь души за гробом есть естественное продолжение и последствие ее жизни на земле». архиепископ Антоний Женевский Христианство понимает смерть как разделение души и тела и «откровение духовного мира».
Человек состоит их двух противоположных природ, «сущностей» - телесной и духовной. Смерть человека – это всего лишь смерть телесной сущности, и его духовная сущность продолжает свой путь в «загробном мире»: то, что разлагается (т.е. тело), не соответствует тому, что у нас имеется (т.е. душа)», жизнь «посмертная» зависит от жизни нынешней – насколько мы подготовились к смерти, настолько мы окажемся готовы к «путешествию в мира иных»
Разделение существа человека на две части – смертное тело и бессмертную душу – противоестественно и абсурдно. Сознание человека полностью прекращается со смертью его тела и отдельно от него существовать не может.
Между жизнью и смертью прослойка – Ледяная больничная койка. Капельки крови и гноя, Бытие почти неземное. Исчезло уже страданье, Бытие почти как мечтанье. И победное смерти жало – Не конец уже, а начало. Владимир Смоленский