Журналистика в традиционных и новых медиа МФК «СМИ и журналистика в современном обществе» Профессор Е. Л. Вартанова
Интернет – часть медиасистемы Почему? Объем времени и общеполитической информации, получаемой из интернета, растет Основные причины: – Рост аудитории – Создание законодательных основ – Рост числа сайтов, предоставляющих журналистскую информацию – Рост объема медиаконтента (кино, музыка, шоу) – Рост объема рекламных вложений Интернет как «освободитель» повестки дня Интернет в отношениях государства и граждан
Новая реальность Журналист становится блогером Блогер становится журналистом Аудитория потребляет материалы и блогеров, и журналистов Журналист в интернете: пользователь, модератор, агитатор или организатор?
Технологии свободы Ихтиэль де Сола Пул: домашние ПК способствуют демократии, культуре, распространению идей Джон Перри Барлоу: «Компьютеры освобождают нас от диктата правительств» (Декларация Независимости для Киберпространства) Пьер Леви: технологии создают культуру коллективного разума = участие + взаимность Лоуренс Лессиг: только технологически грамотные граждане способны участвовать в общественных дебатах Говард Рейнгольд: онлайновые граждане должны стремиться к самообразованию/медиаобразованию
Основные понятия Мультимедийность – характеристика представления информации с помощью различных медийных платформ – вербального текста, фото, аудио, видео, графики, анимации и других производных от них форм Блог (от англ. weblog) – сетевой журнал или дневник событий. Регулярно обновляемая web-страница, размещенная на сайте (блогхостинге), материалы (постинги или посты) которой могут содержать тексты, фотографии, видео, расположенные, как правило, в обратном хронологическом порядке. Блоги отличаются публичностью и широкими возможностями комментирования В 2003 г. Понятие было занесено в Оксфордский словарь и определено как «сетевой дневник одного или нескольких авторов, состоящий из записей в обратном хронологическом порядке» Пост, постинг – публикация пользователя на форумах или в блогах. Может быть текстовой или мультимедийной, произвольной формы и объема
Параллельные повестки дня Традиционные медиа: пресса vs. ТВ –Качественные газеты vs. Таблоиды –Общеполитические vs специализированные журналы –Коммерческое vs общественное вещание Новые медиа –Интернет-версии традиционных СМИ vs онлайн-медиа –Рекламные сайты vs блогосфера
Альтернативная повестка дня СМИ рассматривают только те события и явления, которые они считают важными В зарубежных исследованиях СМИ широко известна концепция массовой информационной повестки дня (agenda setting theory), предложенная исследователями М. МакКомбсом и Д. Шоу (1972) Исследователи считают, что СМИ диктуют людям не только о чем думать, но и как думать, потому делается вывод о том, что именно СМИ определяют не только «повестку дня» общественных дискуссий, но и их суть и направления Сегодня темами традиционных СМИ оказываются и те, проблемы, которые первоначально ими не ставятся, но широко обсуждаются в блогосфере. Так блогеры создают альтернативную массовой повестку дня, которая переходит в «старые» СМИ
Альтернативная повестка дня (2) Новые медиа = гражданская журналистика –Борьба с дорожным беспределом: «спасение Щербинского», «живой щит», «S 666», «синие ведерки», парламентские выборы 2011 года YouTube против коммерческих СМИ –Леди Гага, Петр Налич, Сьюзен Бойл Пиратские партии –Швеция, Россия, Германия
User Generated Content (UGC) Содержание, созданное пользователями: Тексты, написанные не журналистами, а теми, кто не принимает непосредственного участия в индустриальном производстве массового информационного продукта, а также любительские фотографии и видео Блогеры конкурируют с профессиональными журналистами Блогеры как «лидеры мнений»
Типология блогов 1. По типу материала: –Текстовые –Фото- и видеоблоги –Подкастинг или аудиоблоги –Мультимедийные блоги 2. По типу информационных материалов: –Личные/интимные блоги (как я провел день) –Экспертный характер. Автор – специалист в узкой теме –Блоги-агрегаторы: отбирают и классифицируют опубликованные в СМИ материалы –Блоги мнений
Портрет среднестатистического блогера в России Москвичка 22 лет У нее 18 друзей 13 из друзей – взаимные Участвует в 10 сообществах Ведет блог 1 год и десять месяцев Только записи оставляют 26% блогеров Только комментарии оставляют 21% блогеров 53% пишут посты и комментарии
Популярные платформы блогеров в России LiveInternet Ya.ru Blog.mail.ru Живой журнал Facebook Twitter
Гражданская журналистика (citizen journalism) / Народная журналистика Активное участие аудитории в процессе сбора, анализа и распространения новостей и информации. Целью такого участия аудитории в журналистской деятельности является предоставление независимой, надежной, полной, точной и актуальной информации
Публичный дискурс в роосийской блогосфере Политический дискурс и мобилизация «Многие блогеры связаны с оффлайновыми политическими и социальными группами и движениями, в том числе из кластеров «демократической оппозиции» и «националистов» Экологическая активность Благотворительность The Berkman Center for Internet and Society at Harvard University
Активная аудитория Гражданское участие Социальный протест Расследование __________________________________ Клевета, диффамация
Новая реальность? Само по себе наличие нынче всяких «твиттеров» и «фейсбуков» не является никакой гарантией того, что на сей раз все сложится иначе... Социальные сети, а также sms-рассылки хороши для организации спонтанных массовых социальных или политических протестов, но они не вполне годятся для формирования зрелого, взрослого гражданского общества, для распространения идей, которые могли бы стать основой такого зрелого общества. «Твиттер» сам по себе не формирует демократической гражданской идеологии – он лишь предпосылка к тому, что должны укреплять и распространять партии, общественные организации, книги, авторитетные интеллектуалы, система образования, церковь, наконец. Колонка Бовта:
Блоги и традиционные СМИ Межличностная/групповая коммуникация Личный, интимный, узкогрупповой характер информации Аудитория ограниченная, но активная Мотивация: самовыражение, личная заинтересованность Общение Нелитературный русский язык Повышенная эмоциональность и пониженная информативность Высокая оперативность Не институциональность и не индустриальнось феномена блогерства Отсутствие профессиональных стандартов и этического кодекса блогера Массовая коммуникация Общественно значимый характер информации Массовая аудитория, в основном пассивная Мотивация: быть информированным, релаксация Потребление контента (информировать, просвещать, развлекать) Литературный русский язык Информативность, эмоциональность в новостных материалах СМИ не допускается Процесс подготовки материала к выходу проходит производственный цикл Журналистская корпорация Юридическая ответственность
Журналистика: вызовы Депрофессионализация медиатекстов и процесса их создания Потеря монополии на новости Отсутствие концепции общественной службы и социальной ответственности
Задание на лекции В чем преимущества гражданской (народной) журналистики по сравнению с профессиональной? В чем ее недостатки?