Будущее рынка доверительного управления: в поисках стратегии Павел Митрофанов Руководитель отдела корпоративных и инвестиционных рейтингов, Рейтинговое агентство «Эксперт РА» Апрель 2011
Основные выводы Объем рынка ДУ превысил докризисный уровень, но «качество» роста рынка - плохое. Основной драйвер - кэптивный бизнес, причем его доля растет; Социальная значимость отрасли низка. Доля розницы сокращается. Чем опасно такое развитие? Угроза снижения надежности и качества услуг; Рынок не выполняет свою функцию в экономике. Что нужно: создать «дорожную карту» - стратегию развития и понятные цели в масштабах отрасли.
Основные выводы Объем рынка ДУ превысил докризисный уровень, но «качество» роста рынка - плохое. Основной драйвер - кэптивный бизнес, причем его доля растет; Социальная значимость отрасли низка. Доля розницы сокращается. Чем опасно такое развитие? Угроза снижения надежности и качества услуг; Рынок не выполняет свою функцию в экономике. Что нужно: создать «дорожную карту» - стратегию развития и понятные цели в масштабах отрасли.
Динамика рынка ДУ За 2010 год объем рынка доверительного управления вырос на 22% и составил, по оценке «Эксперта РА», 2,1 трлн рублей. Основа рынка по итогам 2010 года - пенсионные средства (38%), ЗПИФы (28%) и средства в ИДУ (25%). ОбъемСтруктура
Топ-20 УК по размеру активов в 2010 г. Место в рэнкинге Место в рэнкинге 2009 Управляющая компания Рейтинг от «Эксперт РА» Объем средств под управлением, млн. руб. 11Лидер А Группа компаний Газпромбанк-Управление активами Группа УК УРАЛСИБ А ТКБ БНП Париба Инвестмент Партнерс А Группа КапиталЪ Управление активами А Тройка Диалог А Группа компаний Ренессанс Управление Активами Группа компаний ТРИНФИКО ТРАНСФИНГРУП АГАНА Альфа-Капитал А РВМ Капитал АК БАРС КАПИТАЛ Группа УК РЕГИОН АС Менеджмент КОНКОРДИЯ - эссет менеджмент Альянс РОСНО Управление Активами А Флеминг Фэмили энд Партнерс ТФБ Капитал Ингосстрах-Инвестиции А
Основные выводы Объем рынка ДУ превысил докризисный уровень, но «качество» роста рынка - плохое. Основной драйвер - кэптивный бизнес, причем его доля растет; Социальная значимость отрасли низка. Доля розницы сокращается. Чем опасно такое развитие? Угроза снижения надежности и качества услуг; Рынок не выполняет свою функцию в экономике. Что нужно: создать «дорожную карту» - стратегию развития и понятные цели в масштабах отрасли.
Кэптив – основа рынка Рост рынка идет в первую очередь за счет кэптивных средств. В целом по рынку, по оценкам «Эксперт РА», доля кэптивных активов составляет 60% (~1,3 трлн. рублей). * Оценка «Эксперт РА»
Рост кэптивности: причины - НПФы. Если до кризиса «средний» фонд сотрудничал с 3-4 УК, то сегодня – с 1-2 УК, из которых одна - аффилированая); - Банки, паковавшие в период кризиса «токсичные» активы в закрытые фонды аффилированных УК; - Страховые компании, которые редко передают портфели в управление сторонним УК.
Розница сокращается Доля розничных фондов в структуре рынка ДУ существенно сократилась с 2007 по 2010 гг. Общая клиентская база - около 500 тыс. человек.
Основные выводы Объем рынка ДУ превысил докризисный уровень, но «качество» роста рынка - плохое. Основной драйвер - кэптивный бизнес, причем его доля растет; Социальная значимость отрасли низка. Доля розницы сокращается. Чем опасно такое развитие? Угроза снижения надежности и качества услуг; Рынок не выполняет свою функцию в экономике. Что нужно: создать «дорожную карту» - стратегию развития и понятные цели в масштабах отрасли.
Рост кэптивности – падение качества управления - «Аффилированные» активы не несут риска вывода, снижается необходимость улучшения качества управления и повышения надежности. + - «Карманные» УК не заинтересованы совершенствовать внутренние процедуры, риск-менеджмент, инвестиционный процесс. Рост кэптивности тормозит конкурентное развитие отрасли, препятствует росту надежности и качеству услуг.
Рынок ДУ не выполняет свою экономическую функцию Основные задачи рынка ДУ – инфраструктурное посредничество при реализации государственных и частных инвестпроектов и трансляция денег населения и институциональных инвесторов в экономику, а также предоставление населению возможности преумножать свои сбережения. Источники: ЦБ РФ, оценки «Эксперт РА»
Основные выводы Объем рынка ДУ превысил докризисный уровень, но «качество» роста рынка - плохое. Основной драйвер - кэптивный бизнес, причем его доля растет; Социальная значимость отрасли низка. Доля розницы сокращается. Чем опасно такое развитие? Угроза снижения надежности и качества услуг; Рынок не выполняет свою функцию в экономике. Что нужно: создать «дорожную карту» - стратегию развития и понятные цели в масштабах отрасли.
Рынок без стратегии и целей ПРИЛОЖЕНИЕ 2 к Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года Целевые показатели развития финансового рынка Российской Федерации ПРИЛОЖЕНИЕ 2 к Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года Целевые показатели развития финансового рынка Российской Федерации Целевые показатели развития финансового рынка Российской Федерации На 1 января 2008 г год Капитализация публичных компаний, трлн. рублей32,3170 Соотношение капитализации к валовому внутреннему продукту, процентов97,8104 Биржевая торговля акциями, трлн. рублей31,4240 Соотношение биржевой торговли акциями к валовому внутреннему продукту, процентов95,1146 Стоимость корпоративных облигаций в обращении, трлн. рублей1,219 Соотношение стоимости корпоративных облигаций в обращении к валовому внутреннему продукту, процентов 3,612 Активы инвестиционных фондов, трлн. рублей0,817 Пенсионные накопления и резервы негосударственных пенсионных фондов, трлн. рублей 0,612 Соотношение активов инвестиционных фондов, пенсионных накоплений и резервов негосударственных пенсионных фондов к валовому внутреннему продукту, процентов 4,218 Годовой объем публичных размещений акций на внутреннем рынке по рыночной стоимости, трлн. рублей 0,73 Количество розничных инвесторов на рынке ценных бумаг, млн. человек 0,820 Доля иностранных ценных бумаг в обороте российских бирж, процентов-12 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 к Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года
По единой стратегии Отрасли ДУ необходимо разработать полноценную стратегию и выработать консолидированную позицию рынка по ключевым приоритетам развития. Эта стратегия может быть выработана в рамках комплекса задач по построению МФЦ, где УК могут претендовать на роль ключевого инфраструктурного звена в сфере реализации инвестпроектов в бизнес-среде и важного центра повышения благосостояния населения в социальной сфере. Необходимо определить, какой путь развития нужен отрасли: «ответственный», с акцентом на розницу и инфраструктурное посредничество, или инерционный, с ориентацией на кэптивные средства.
Спасибо за внимание!