Методы семейного воспитания и их роль в нравственном развитии подростков Родительское собрание 1 6 класс
Цели и задачи собрания: охарактеризовать основные педагогические методы и приемы воспитательного воздействия на детей; определить понятия «поощрение» и «наказание»; выявить мнение родителей по данной теме
План работы: мини-лекция классного руководителя о методах семейного воспитания; обсуждение полученной информации, формирование мнения по данному вопросу; практика – есть ситуация; разное.
Наука о воспитании – это наука о том, как сделать человека счастливым.
Дети – цветы жизни. НО Каждый цветок имеет свой аромат.
Крайние точки зрения на воспитание детей (в «чистом виде встречаются редко»)
Тактика семейных отношений Родительская близорукость (ребенок превыше всего, родители буквально рабы своего ребенка) Результат: дети – эгоисты люди, ни к чему не приученные, слабохарактерные, безвольные
Тактика семейных отношений Родительский эгоизм (для родителей превыше свои интересы, не считаются с желаниями и потребностями ребенка, живут «для себя») Результат дети безынициативные, пассивные, не имеющие собственного мнения дети, настроенные агрессивно, живущие собственными интаресами
Методы воздействия: убеждение (доказательность доводов, показ последствий поступка, проведение параллели между подростком и отрицательной чертой характера, которая есть в поступке) НО будет эффект, если ребенок сам осуждает эту черту характера, связанную с его поступком.
Методы воздействия: Поощрительное подкрепление (нечто приятное для воспитанника – ласка, похвала, пища, - совпадающее с какими – либо его действиями и ведущее к вероятности повторения этого действия)
Методы воздействия: Поощрение (одобряем, хвалим, благодарим, награждаем за то, что ребенок сумел заставить себя выполнить какие – то нелегкие для него требования)
Методы воздействия: Угощение (игнорирование поведения - но не человека,- от которого хотите избавиться; подкрепляется любое поведение, кроме нежелательного)
Методы воздействия: Наказание (не должно рассматриваться ребенком как произвол или месть, должно быть справедливым, накладывается не в момент гнева или раздражения, наказывая, не оскорбляйте ребенка, не осуждайте его личность)
Поощрять или наказывать
От наказания хороший улучшается, а плохой ухудшается (итальянская). Кто детям потакает, тот сам плачет (украинская). Потворствуй малому, вырастет будет тебя в старости бить (украинская). Дай ребенку волю сам пойдешь в неволю (литовская). Сперва вытащи ребенка из речки, а потом уж карай (африканская)
В зад нахлещешь, а в голову не вобьешь (русская). Хорошего ребенка не нужно бить, а плохого и битьем не исправишь (карельская). Учи ребенка не палкой, а словом (киргизская). Немой упрек тяжелее сказанного (русская). Неладны те ребятки, коих не бранят ни батьки, ни матки (украинская). Мать ругает что подушкой бьет (удмуртская). Мать словами бранит, а сердцем любит (удмуртская). Гнев матери, что снег выпадает много, но быстро тает (чеченская).