А.С.ПУШКИН «ПИКОВАЯ ДАМА». Нравственно-философские проблемы повести. Урок-исследование Федотова Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУСОШ 17 г.Тулы
АННОТАЦИЯ Презентация «А.С.Пушкин «Пиковая дама» выполнена учителем русского языка и литературы МОУСОШ 17 Федотовой Е.Ю. Цель работы: работа предназначена для вывода на монитор каждого учащегося. Закрепить у учащихся навыки анализа художественного произведения. При создании презентации использованы собственные наработки, данные Интернета, сканирование, программа Microsoft PowerPoint. Данная работа может использоваться на уроке с целью изучения произведения в 9 классе. Объем работы 16 слайдов.
А.С.ПУШКИН. ИЗ ДНЕВНИКА: «Моя «Пиковая дама» в большой моде…"
КРИТИКИ О ПОВЕСТИ Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ: «Германн – петербургский тип» Л.Н. ТОЛСТОЙ: «Удивительно! Чудесно!»
ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ Завязка истории основана на действительном случае. Внук княгини Н.П. Голицыной князь С.Г. Голицын (Фирс) рассказал Пушкину, что однажды, проигравшись в карты, пришел к бабке просить денег. Та денег не дала, но назвала 3 карты, назначенные ей в Париже Сен-Жерменом. «Попробуй», - сказала она. С.П.Голицын поставил на названные 3 карты и отыгрался. Дальнейшее развитие повести вымышлено. Повесть была начата в 1833, а закончена в 1834 году.
СОБЫТИЯ И ВРЕМЯ События недавние для современников Пушкина, о чем свидетельствует спокойный ритм, привычная игра до рассвета. Карты – атрибут великосветских гостиных и комнат лакеев. Эпиграфы – точные цитаты светских разговоров 19 века. События прослеживаются по дням, часам, минутам. Время ведет к катастрофе, ро события смещаются. Счет идет то на недели, то на минуты, то на секунды. События недавние для современников Пушкина, о чем свидетельствует спокойный ритм, привычная игра до рассвета. Карты – атрибут великосветских гостиных и комнат лакеев. Эпиграфы – точные цитаты светских разговоров 19 века. События прослеживаются по дням, часам, минутам. Время ведет к катастрофе, ро события смещаются. Счет идет то на недели, то на минуты, то на секунды.
СЮЖЕТ ПОВЕСТИ Основан на игре случайности и необходимости, закономерности. В соответствии с этим каждый из героев связан с определенной темой: Германн – с темой социальной неудовлетворенности; графиня Анна Федотовна – с темой судьбы; Лизавета Ивановна – с темой социального смирения; Томский – с темой незаслуженного счастья.
КОМПОЗИЦИЯ ПОВЕСТИ Хронологическое смещение событий: часы томительного ожидания сменяются напряжением минут, секунд катастрофы. Кольцевая композиция: зимней ночью начинается игра кончится Время вне войн
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. О каких по времени событиях идет речь? 2. В чем своеобразие композиции? 3. Какое место в системе образов отведено Германну? 4. Охарактеризуйте героя. 5. К чему стремится Германн и какими средствами? 6. Проследите по тексту, как герой пытается достичь своей цели, для чего: а) определите роль Лизаветы Ивановны в планах Германна; б) проанализируйте эпизоды: «Германн у дома графини»; «Германн в комнате графини».
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 7. Почему герою была открыта тайна 3 карт? 8. Проанализируйте эпизод «Германн и Чекалинский» (особое внимание обратите на поведение героя). 9. К какому выводу приводит автор своих читателей, сравнивая своего героя с Наполеоном и Мефистофелем. 10. Какова роль образов Лизаветы Ивановны и графини в повести? 11. В чем художественное своеобразие повести?
КОММЕНТАРИИ К ПОВЕСТИ ОБРАЗ ГЕРМАННА Германн подражает героям романов, не но он, не герой, а антигерой. В нем сконцентрированы разум, расчетливость, твердая воля, сильные страсти, огненное воображение. Игра в карты для него символизирует игру с судьбой. Ему нужно все. Он становится орудием непонятой им силы и становится игрушкой (помимо воли оказывается у дома графини).
В обыкновенном человеке Пушкин увидел наполеоновские и мефистофелевские начала: - не принимают законов Божьего мира; - презирают человечество; - распоряжаются чужими судьбами во имя личных целей СМЫСЛ СОПОСТАВЛЕНИЯ ГЕРМАННА, НАПОЛЕОНА И МЕФИСТОФЕЛЯ
Эгоизм стал культом души Германна. Он остается титаническим образом, ибо зло, заключенное в нем и губящее его, не пошлый порок отдельной личности, а дух эпохи, властитель мира, современный Мефистофель, или, что то же, смысл легенды о Наполеоне. Г. Гуковский Г. Гуковский
РОЛЬ ЛИЗАВЕТЫ ИВАНОВНЫ Находится, как Германн, на нижней ступеньке социальной лестницы. Пушкин отмечает ее достоинство, смирение. Жизнь сложится благополучно, повторит судьбу благодетельницы. Сама будет держать воспитанницу.
ОБРАЗ ГРАФИНИ Образ связан с темой судьбы. Находится на пересечении жизни и смерти. Живая кажется отжившей, а мертвая оживает в воображении Германна. Она связана с демонической силой, поэтому ее призрак и открывает тайну 3 карт Германну.
ВЫВОДЫ Закономерность и случайность нельзя ни изъять, ни уничтожить. У романтиков заимствован мотив безумия (у Пушкина – это не свобода, а расплата за бунт против мироздания). Автор продолжает традиции мировой фантастики: наличие тайны, мотив карточной игры, призрак, открывающий тайну, мотив продажи души. В повести реальность и фантастика соединяются. Эпиграфы определяют тональность глав.