А.С.ПУШКИН «ПИКОВАЯ ДАМА». Нравственно-философские проблемы повести. Урок-исследование Федотова Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУСОШ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Пиковая дама» А.С.Пушкин Составлена учителем МБОУ УСОШ 1 г Удомля Золотухиной И.А.
Advertisements

(Создание кластера при изучении повести А.С.Пушкина «Пиковая дама») Работу выполнила учитель русского языка и литературы Терентьева Л.В. МОУ «Клюквинская.
Урок - аналитическая беседа «Кто виноват в судьбе Матрены?» (по рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор») Мельшиан Наталия Эдуардовна, учитель русского.
Загадка пушкинской прозы ( по повести А. С. Пушкина « Пиковая дама ») Загадка пушкинской прозы ( по повести А. С. Пушкина « Пиковая дама »)
Пушкин есть и пророчество и указание. Достоевский.
Урок русской литературы 9класс. (презентация 2) Автор: учитель МОУ СОШ 2 Бальчинова В. В.
Урок по повести А. С. Пушкина «Пиковая дама». Я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее.
МОУ «Кукеевская СОШ» Рыбно-Слободского района Республики Татарстан Учитель русского языка и литературы Хусаенова Н.Х. Андрей Болконский на поле боя под.
Роль пейзажа в повести «Майская ночь, или Утопленница» Н. В. Гоголя.
«Опыт о человеке» в художественном мире Ф. М. Достоевского Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то.
Ричард Бах и его притча «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Автор: учитель русского языка и литературы МБОУСОШ станицы Луковской имени С.Г.Астанина Моздокского.
Михаил Юрьевич Лермонтов Роман «Герой нашего времени»
Из стихотворения Б. Окуджавы выписать ключевые слова. Совесть, Благородство и Достоинство – Вот оно святое наше воинство. Протяни ему свою ладонь, За.
А.С.Пушкин Повесть «Пиковая Дама». Фантастическая повесть А.С. Пушкина «Пиковая дама» была написана осенью 1833года,впервые опубликована в мартовской.
Трагедия Печорина, её сущность и причины. «... Я никогда сам не открываю моих! тайн, а ужасно люблю, чтоб их отгадывали, потому что таким образом я всегда.
Портреты эпохи Просвещения Портреты эпохи Просвещения.
Урок - презентация в 11 классе. Презентацию подготовила : учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Привезенцева Елена Николаевна.
«Чтобы жить честно…». Жизненные искания героев романа «Война и мир» - Андрея Болконского и Пьера Безухова. Урок эстетического освоения текста (10 класс)
Методическая разработка по литературе (11 класс) по теме: Урок по рассказу М Горького "Старуха Изергиль"
Л.Н.Толстой Роман-эпопея «Война и мир» Анализ эпизода «В салоне Анны Павловны Шерер» (т.1, ч.1, гл )
Транксрипт:

А.С.ПУШКИН «ПИКОВАЯ ДАМА». Нравственно-философские проблемы повести. Урок-исследование Федотова Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУСОШ 17 г.Тулы

АННОТАЦИЯ Презентация «А.С.Пушкин «Пиковая дама» выполнена учителем русского языка и литературы МОУСОШ 17 Федотовой Е.Ю. Цель работы: работа предназначена для вывода на монитор каждого учащегося. Закрепить у учащихся навыки анализа художественного произведения. При создании презентации использованы собственные наработки, данные Интернета, сканирование, программа Microsoft PowerPoint. Данная работа может использоваться на уроке с целью изучения произведения в 9 классе. Объем работы 16 слайдов.

А.С.ПУШКИН. ИЗ ДНЕВНИКА: «Моя «Пиковая дама» в большой моде…"

КРИТИКИ О ПОВЕСТИ Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ: «Германн – петербургский тип» Л.Н. ТОЛСТОЙ: «Удивительно! Чудесно!»

ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ Завязка истории основана на действительном случае. Внук княгини Н.П. Голицыной князь С.Г. Голицын (Фирс) рассказал Пушкину, что однажды, проигравшись в карты, пришел к бабке просить денег. Та денег не дала, но назвала 3 карты, назначенные ей в Париже Сен-Жерменом. «Попробуй», - сказала она. С.П.Голицын поставил на названные 3 карты и отыгрался. Дальнейшее развитие повести вымышлено. Повесть была начата в 1833, а закончена в 1834 году.

СОБЫТИЯ И ВРЕМЯ События недавние для современников Пушкина, о чем свидетельствует спокойный ритм, привычная игра до рассвета. Карты – атрибут великосветских гостиных и комнат лакеев. Эпиграфы – точные цитаты светских разговоров 19 века. События прослеживаются по дням, часам, минутам. Время ведет к катастрофе, ро события смещаются. Счет идет то на недели, то на минуты, то на секунды. События недавние для современников Пушкина, о чем свидетельствует спокойный ритм, привычная игра до рассвета. Карты – атрибут великосветских гостиных и комнат лакеев. Эпиграфы – точные цитаты светских разговоров 19 века. События прослеживаются по дням, часам, минутам. Время ведет к катастрофе, ро события смещаются. Счет идет то на недели, то на минуты, то на секунды.

СЮЖЕТ ПОВЕСТИ Основан на игре случайности и необходимости, закономерности. В соответствии с этим каждый из героев связан с определенной темой: Германн – с темой социальной неудовлетворенности; графиня Анна Федотовна – с темой судьбы; Лизавета Ивановна – с темой социального смирения; Томский – с темой незаслуженного счастья.

КОМПОЗИЦИЯ ПОВЕСТИ Хронологическое смещение событий: часы томительного ожидания сменяются напряжением минут, секунд катастрофы. Кольцевая композиция: зимней ночью начинается игра кончится Время вне войн

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. О каких по времени событиях идет речь? 2. В чем своеобразие композиции? 3. Какое место в системе образов отведено Германну? 4. Охарактеризуйте героя. 5. К чему стремится Германн и какими средствами? 6. Проследите по тексту, как герой пытается достичь своей цели, для чего: а) определите роль Лизаветы Ивановны в планах Германна; б) проанализируйте эпизоды: «Германн у дома графини»; «Германн в комнате графини».

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 7. Почему герою была открыта тайна 3 карт? 8. Проанализируйте эпизод «Германн и Чекалинский» (особое внимание обратите на поведение героя). 9. К какому выводу приводит автор своих читателей, сравнивая своего героя с Наполеоном и Мефистофелем. 10. Какова роль образов Лизаветы Ивановны и графини в повести? 11. В чем художественное своеобразие повести?

КОММЕНТАРИИ К ПОВЕСТИ ОБРАЗ ГЕРМАННА Германн подражает героям романов, не но он, не герой, а антигерой. В нем сконцентрированы разум, расчетливость, твердая воля, сильные страсти, огненное воображение. Игра в карты для него символизирует игру с судьбой. Ему нужно все. Он становится орудием непонятой им силы и становится игрушкой (помимо воли оказывается у дома графини).

В обыкновенном человеке Пушкин увидел наполеоновские и мефистофелевские начала: - не принимают законов Божьего мира; - презирают человечество; - распоряжаются чужими судьбами во имя личных целей СМЫСЛ СОПОСТАВЛЕНИЯ ГЕРМАННА, НАПОЛЕОНА И МЕФИСТОФЕЛЯ

Эгоизм стал культом души Германна. Он остается титаническим образом, ибо зло, заключенное в нем и губящее его, не пошлый порок отдельной личности, а дух эпохи, властитель мира, современный Мефистофель, или, что то же, смысл легенды о Наполеоне. Г. Гуковский Г. Гуковский

РОЛЬ ЛИЗАВЕТЫ ИВАНОВНЫ Находится, как Германн, на нижней ступеньке социальной лестницы. Пушкин отмечает ее достоинство, смирение. Жизнь сложится благополучно, повторит судьбу благодетельницы. Сама будет держать воспитанницу.

ОБРАЗ ГРАФИНИ Образ связан с темой судьбы. Находится на пересечении жизни и смерти. Живая кажется отжившей, а мертвая оживает в воображении Германна. Она связана с демонической силой, поэтому ее призрак и открывает тайну 3 карт Германну.

ВЫВОДЫ Закономерность и случайность нельзя ни изъять, ни уничтожить. У романтиков заимствован мотив безумия (у Пушкина – это не свобода, а расплата за бунт против мироздания). Автор продолжает традиции мировой фантастики: наличие тайны, мотив карточной игры, призрак, открывающий тайну, мотив продажи души. В повести реальность и фантастика соединяются. Эпиграфы определяют тональность глав.