Новое в законодательстве о финансировании муниципалитетами и регионами региональных программ капитального ремонта многоквартирных домов ( 270 -ФЗ и 271-ФЗ от ). Пронина Людмила Ивановна Государственный советник РФ 2 класса, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и финансов МИГСУ РАНХ и ГС при Президенте РФ
Расходы на сферу ЖКХ Расходы на сферу ЖКХ составляли в 2012 году (уточненный бюджет) 551,4 млрд. руб. или 22,3 % к общим расходам местных бюджетов на решение вопросов местного значения- 2468,8 млрд. руб. (по данным анализа Минфина РФ об исполнении местных бюджетов Российской Федерации в годах).
Долгосрочная целевая программа «Развитие жилищного строительства Омской области ( годы» Постановлением Правительства Омской области принята долгосрочная целевая программа «Развитие жилищного строительства Омской области ( годы)», которая определяет формирование долгосрочной системы капитального ремонта многоквартирных домов. Она предусматривает создание регионального оператора - Фонда капитального ремонта, наличие которого позволит области эффективно управлять, вести централизованный учет жилищного фонда и контролировать процесс капитального ремонта многоквартирных домов.
По данным Росстата в 2011 году По данным Росстата в 2011 году более полутора миллионов многоквартирных домов имели износ от 30 до 65 процентов. Данная доля составляет свыше половины всех многоквартирных домов в стране, в которых проживает 45 миллионов человек. В настоящее время наблюдается неуклонный рост объемов жилья, требующего проведения капитального ремонта.
Федеральный закон от ФЗ Федеральным законом от ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства" и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон о Фонде), предусматривается продление срока действия Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) на ближайшие три года, то есть до 1 января 2016 года.
Федеральный закон от ФЗ Предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда с 1 января 2013 года будет осуществляться, в том числе при условии: выполнения субъектом Российской Федерации обязательства обеспечить к 1 июля 2013 года принятие нормативно- правовых актов, направленных на создание региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов;
Федеральный закон от ФЗ наличия установленных общедомовых приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг (75 процентовдо 1 июля 2013 года и 100 процентов после 1 июля 2013 года); наличия зарегистрированных прав собственности на все являющиеся недвижимым имуществом объекты энергетики и коммунальной инфраструктуры, используемые для оказания потребителям коммунальных услуг, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации и в собственности муниципальных образований.
Федеральный закон от ФЗ для получения средств Фонда должны быть созданы системы мониторинга по урегулированию кредиторской задолженности за поставленные энергоресурсы, приняты решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об установлении долгосрочных (не менее чем на три года) тарифов на товары и услуги ресурсоснабжающих организаций (в сфере теплоснабжения – для 20 процентов объемов отпуска до 1 января 2014 года, для 40 процентов объемов отпуска – до 1 января 2015 года, и водоснабжения – для 20 процентов объемов отпуска с 1 января 2015 года).
Федеральный закон от ФЗ В целях повышения надежности и эффективности эксплуатации систем коммунальной инфраструктуры в субъектах Российской Федерации предусматривается оказание финансовой поддержки на проведение модернизации систем коммунальной инфраструктуры. При этом в состав региональных программ по модернизации систем коммунальной инфраструктуры будут включаться региональные программы, реализуемые в сферах: водоснабжения, водоотведения, обращения с твердыми бытовыми отходами, теплоснабжения, электроснабжения.
Федеральный закон от ФЗ финансовая поддержка за счет средств Фонда будет предоставляться на реализацию мероприятий региональных программ по модернизации систем коммунальной инфраструктуры, реализуемых в населенных пунктах с численностью населения не более чем 250 тысяч человек и при стоимости указанных программ не менее 100 млн. рублей.
Федеральный закон от ФЗ Региональные программы по модернизации системы коммунальной инфраструктуры, на реализацию которых будет предоставляться финансовая поддержка за счет средств Фонда, должны быть реализованы до 31 декабря 2015 года. При этом крайний срок подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на проведение модернизации систем коммунальной инфраструктуры -1 марта 2015 года.
Федеральный закон от ФЗ лимиты предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации на модернизацию коммунальной инфраструктуры будут устанавливаться пропорционально численности населения соответствующего муниципального образования.
Федеральный закон от ФЗ При этом увеличение лимитов средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда будет рассчитываться для каждого субъекта Российской Федерации пропорционально зарегистрированной общей площади аварийного жилищного фонда в субъекте Российской Федерации и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, с учетом уровня бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации после распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности данного субъекта.
Федеральный закон от ФЗ Финансирование региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, региональных программ по модернизации систем коммунальной инфраструктуры с 2013 года будет осуществляться с учетом их софинансирования за счет консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на уровне не ниже 35 процентов и не выше 70 процентов.
Федеральный закон от ФЗ предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление субсидий в виде имущественного взноса в государственную корпорацию – Фонд содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства в общей сумме 139,6 млрд. рублей, в том числе в 2013 году – 41,4 млрд. рублей, в 2014 году - 67,3 млрд. рублей, в 2015 году - 30,9 млрд. рублей. Кроме того, в конце 2012 года дополнительный имущественный взнос Российской Федерации в государственную корпорацию – Фонд содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства составил 20,0 млрд. рублей.
Федеральный закон от ФЗ Вместе с тем, общий объем средств Фонда, необходимый только для полного переселения граждан из аварийного жилья, признанного таковым в срок до 1 января 2012 года, с учетом строительства энергоэффективных домов должен составить 217 млрд. рублей. В связи с этим размер средств данного Фонда явно недостаточен для софинансирования мероприятий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и модернизацию систем коммунальной инфраструктуры.
Федеральный закон от ФЗ с учетом перехода на комплексный и системный ремонт многоквартирных домов средняя по Российской Федерации цена за 1 кв. м соответствующих работ, по экспертным данным, составит 3,1 тыс. рублей. В этом случае объем финансовых ресурсов, необходимых для ликвидации потребности в проведении капитального ремонт жилищного фонда, оценивается в сумме 3,6 трлн. рублей.
Недостаточность средств Фонда для капитального ремонта В то же время финансирование мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в среднесрочной перспективе будет осложнено нестабильным финансовым положением многих субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, в том числе в связи с их значительной дотационностью и увеличением объема государственного долга субъектов Российской Федерации и муниципального долга.
Федеральный закон от ФЗ Федеральный закон от ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ( далее- Федеральный закон 271-ФЗ, Закон о ЖК РФ) направлен на решение проблем, связанных с финансовым обеспечением расходов на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
Федеральный закон от ФЗ В соответствии с указанным Законом органы государственной власти и органы местного самоуправления организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
Федеральный закон от ФЗ В субъектах РФ к 1 июля 2013 года должны быть запущены региональные программы капремонта общего имущества многоквартирных домов. Программа будет формироваться на срок, необходимый для ремонта всех домов, очередность будет установлена региональными законами. После утверждения региональных программ собственники жилья должны будут не более чем в течение двух месяцев принять решение о способе накоплений. Обязанность по уплате взносов на капремонт возникнет через четыре месяца после официального опубликования утвержденной программы капремонта многоквартирных домов. Как правило, делать ежемесячные взносы собственники жилья начнут с середины 2014 года.
Федеральный закон от ФЗ в соответствии с Законом о ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации относится: определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме; осуществление мониторинга использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности;
Федеральный закон от ФЗ методическое обеспечение деятельности региональных операторов (в том числе разработка методических рекомендаций по созданию региональных операторов - специализированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и обеспечению их деятельности, рекомендуемых форм отчетности и порядка ее предоставления); осуществление мониторинга выбора и реализации собственниками помещений в многоквартирном доме способа формирования фонда капитального ремонта и другие.
Федеральный закон от ФЗ Вместе с тем установление минимального размера взноса на капитальный ремонт для собственников помещений в многоквартирном доме, решают органы государственной власти субъектов РФ. Согласно Закону о ЖК РФ минимальный размер ежемесячного взноса на капремонт будет устанавливаться нормативным правовым актом субъекта РФ на основе методических рекомендаций уполномоченного федерального органа власти. При этом сумма взноса может составить от 2 до 10 рублей за каждый квадратный метр жилого помещения собственника квартиры. Кроме того, собственники на общем собрании смогут самостоятельно установить размер взносов, превышающий минимальный установленный размер.
Федеральный закон от ФЗ Размер минимального обязательного взноса устанавливается в расчете на единицу общей площади принадлежащего собственнику помещения, может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен такой дом с учетом типа, этажности, стоимости ремонта отдельных конструкций и инженерных систем в нормативный межремонтный период, перечня работ по капитальному ремонту такого дома.
Федеральный закон от ФЗ Рассматриваемый Федеральный закон устанавливает общие положения формирования системы финансирования и обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, предусматривающие правила формирования фондов капитального ремонта, общие требования к деятельности региональных операторов по финансированию и обеспечению проведения капитального ремонта, к планированию и организации проведения капитального ремонта соответствующей региональной программой, положения о контроле, мониторинге и применении мер финансовой поддержки за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств бюджета муниципального образования.
Федеральный закон от ФЗ Законом закрепляется определенный приоритет выбора одного из способов формирования фонда через регионального оператора. Для формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений должны принять соответствующее решение. направить его (протокол общего собрания) в адрес регионального оператора, заключить договор о формировании фонда и об организации проведения капитального ремонта, вносить ежемесячные взносы на счет регионального оператора.
Федеральный закон от ФЗ Кроме этого, такой фонд формируется по решению органа местного самоуправления в отношении многоквартирного дома, собственники которого не приняли решения о способе формирования фонда в установленный органом государственной власти субъекта Российской Федерации срок.
Федеральный закон от ФЗ Законом о ЖК РФ закрепляются общие требования к организации проведения капитального ремонта многоквартирных домов. Не любые работы могут быть осуществлены по капитальному ремонту многоквартирного дома. Устанавливается минимальный перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту, финансируемому за счет средств фонда, сформированного исходя из минимального размера взноса, в который включены, в том числе работы по ремонту лифтовых шахт и замене лифтового оборудования, ремонту фундаментов и установке общедомовых приборов учета, узлов управления и регулирования потребляемых энергетических ресурсов
Федеральный закон от ФЗ При этом законом субъекта Российской Федерации такой перечень может быть дополнен другими видами услуг (работ). Кроме этого, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен перечень работ (услуг), финансируемых за счет средств государственной поддержки, предоставляемой субъектом Российской Федерации.
Федеральный закон от ФЗ региональной программой определяется порядок очередности проведения капитального ремонта многоквартирных домов, обеспечивающий исполнение законодательства Российской Федерации о технической безопасности зданий. При этом определено, что органы местного самоуправления обязаны утверждать свои краткосрочные (сроком до 3-х лет) планы реализации региональной программы капитального ремонта.
Федеральный закон от ФЗ данным Федеральным законом признается утратившим силу положение Федерального закона от 6 октября 2003 года 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» о праве органов местного самоуправления осуществлять финансирование и софинансирование капитального ремонта жилых домов, находившихся в муниципальной собственности до 1 марта 2005 года.