«Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях» «Пытаясь охватить мир сегодняшний, мы черпаем из словаря, сложившегося в мире вчерашнем»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Домашнее задание : § 2 до с. 20 © Ковалькова Н.Н 1. Мифологическое сознание древнего человека 2. Древнеиндийская философия О чем эта притча ? Как вы думаете,
Advertisements

План урока. 1. Мифологическое сознание древнего человека 2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира. 3. Древнекитайская философия: как.
Миф - от греческого предание, сказание и слово, учение. На ранних этапах развития человечества представления древних нашли своё отражение в мифах. Мифология.
Древние мыслители о мире и человеке. План 1. Философско – религиозная мысль Древней Индии - Веды - Буддизм 2. Философия Древнего Китая. - Конфуцианство.
Нефедова Елена Владимировна учитель биологии первой категории 40 лет Тарасова Галина Леонидовна учитель обществознания второй категории 37 лет МОУ «Гимназия.
1Буддизм ИндуизмБуддизм Азиатская политеистическая религия (комплекс религиозных воззрений) ~ ~ 8 тыс. лет ~ 4 тыс. лет ~ Термин «буддизм» – изобретение.
Человек и общество в первых философских учениях. Древние мыслители о человеке.
БУДДИЗМ: философия и религия Исполнители: Наганов Захар, Удальцов Дмитрий.
Презентация: философия Древней Индии и Китая раскрывает древневосточный тип рациональности.
Западная философия Восточная философия АнализСинтез Чувства-РазумИнтуиция ЛичностьБезличное АктивностьСозерцательность.
ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО В РАЗНЫХ МИФАХ И ПЕРВЫХ ФИЛОСОВСКИХ УЧЕНИЯХ.
Философия Древнего Китая и Индии. Философия Конфуцианства В древних книгах Конфуция порой называют просто Учителем, подразумевая, что речь идёт о великом.
Древнеиндийская философия. Буддизм
Познание. Блок 1. Понятие и история гносеологии..
БУДДИЗМ Подготовила: Студентка 2 курса, группы ВСЭ 121 б Косинова Ю.А.
Тема: «Буддизм». Возник буддизм в древней Индии в 5-6 веке до н.э.. Основателем считается Сиддхартха Гутама (Будда). Считается, что это одна из древнейших.
10 класс обществознание урок 2. Рассмотреть, как проблемы обществоведческого и философского характера нашли свое отражение в древнейших учениях.
Повторение домашнего задания Письменные ответы к тексту на с. 25. Собеседование по тексту «Специфика мифологического мышления» Вопросы 1-5 на с. 24.
Тема 1. 1.Структура и основные формы бытия 2.Становление проблемы бытия в западноевропейской философии (античность, средневековье, Новое время). 3.Попытки.
Античная философия от Фалеса до Плотина. Основные черты античной философии: единство философии, мифологии и науки; поиск первоосновы мироздания; разделение.
Транксрипт:

«Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях» «Пытаясь охватить мир сегодняшний, мы черпаем из словаря, сложившегося в мире вчерашнем» Антуан де Сент-Экзюпери МифологияФилософия Выделяется ли специфика природы и общественной жизни? Объединяет природу и обществоИсходит из специфики общественной жизни Кем или чем представлены природа и общество? Живыми героями или символамиСтрого определенными понятиями Что служит основанием? ВераДоказательства, присутствует рациональное начало Чем оперирует? Образами, символамиУмозаключениями, теоретическими положениями

В древних мифах о происхождении мира и людей выделяются идеи: 1) идея творения - мир создан существом-богом(сверхъестественным существом) из каких-то первоначальных элементов(огня, воды, воздуха, земли); 2) идея развития - мир постепенно развивался из хаоса, из некого бесформенного первоначального состояния. Основные тематические циклы мифов: А) космогонические –( от греч. космос + рождение, возникновение, происхождение) мифы о происхождении Мира и Вселенной; Б) антропогонические - мифы о происхождении человека и человеческого общества; В) мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ; Г) эсхатологические - мифы о «конце света», конце времен; Д) теогонические - мифы о происхождении богов.

Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира. Первыми письменными источниками прафилософии Древней Индии -Веды (сборники более 1000 гимнов богам, 10 тыс. стихов песнопений, ритуалов, изречений, жертвенных формул и т. п ), составленные с 1500 по 600 гг. до н.э. Всего четыре Веды (буквально - ведение, отсюда и название всего периода и его письменных памятников): 1) старейшая и важнейшая - Ригведа (знание гимнов), другое название самхита - сборник гимнов, который формировался относительно длительное время и окончательно сложился в XII в. до н. э. 2)Несколько позднее появляются Брахманы (с X в. до н. э. - руководства ведического ритуала, из которых важнейшее – Шатапатхабрахмана (Брахмана ста путей). 3)Араньяки – правила поведения и образа жизни отшельников; 4)Конец ведического периода представлен Упанишадами - философскими воззрениями индусов. В тексте Упанишад содержится упоминание, что для своего образования человек овладевает «...Ригведой, Яджурведой, Сама- ведой, Атхарваведой, Итихасой, Пуранами, Ведой Вед, правилами почитания предков, наукой чисел, искусством предсказаний, хронологией, логикой, правилами поведения, этимологией, наукой о священном знании, наукой о демонах, военной наукой, наукой о змеях и низших божествах».

В VI-V вв. до н. э. в Индии возникает несколько философских школ, которые оказывают друг на друга несомненное влияние, сохраняя, однако, неповторимость. Это буддизм, джайнизм, санкхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса, веданта … Мировоззрение древнего индийца пронизывает глубокое ощущение живой Вселенной. Раздумья о бытии и мироздании нашли отражение в «Гимне о сотворений мира». Он помещен в самой ранней из Вед - Рагведе (Веда гимнов) и создан ранее X в. до н. э. Сначала было «Нечто одно» - обладающее единственным свойством - неделимостью Дыхание Вселенная Начало творению положило жертвоприношение. Космический великан Пуруши разделен на части и стал источником жизни для всех живых существ Мир Вселенной наполнен ЛюдиЖивотные Духи

I место - мир богов - «пространство, где процветает райская жизнь». II ступень - мир людей, подчиняющийся строгой космической иерархии, которая отражалась в кастовой структуре Индии: 1) брахманы - мудрецы, толкователи Вед, занимались богослужением. Цвет одежды - белый(благость и святость) 2) кшатрии - воины и правители, защищали население. Цвет одежды – красный (власть, страсть) 3) вайшии - класс земледельцев и скотоводов, производили все необходимое. Цвет одежды – желтый (уверенность и трудолюбие). 4) судры – слуги, лишены социальных функций, обслуживают три варны. Цвет одежды – черный (невежество). Вне варн неприкасаемые. III ступень - мир демонов, духов, животных и обитателей многочисленных адов. Закон Кармы ( буквально - действие) - сумма добрых и злых дел человека, полученная в предыдущих жизнях, определяет форму последующих перерождений. Место человека в мире

Буддизм (около VI в. до н.э. – Сиддхартха Гаутама – Будда (Просветленный) Центр учения - четыре благородные истины: 1.Существование человека неразрывно связано со страданием. 2.Причиной страдания является жажда, ведущая через радости и страсти к перерождению, рождению вновь. 3.Устранение причин страдания - в устранении этой жажды. 4.Путь, ведущий к устранению страданий - восьмеричный путь: А) Правильное суждение - правильное понимание жизни как сосредоточения скорби и страданий. Б) Правильное решение - решимость проявлять сочувствие ко всем живым существам. В) Правильная речь - бесхитростная, правдивая, дружественная и точная. Г) Правильная жизнь - соблюдение предписаний нравственности - знаменитых пяти заповедей (Панчащила), которых должны придерживаться как монахи, так и светские буддисты. 1)не вредить живым существам; 2)не брать чужого; 3)воздерживаться от запрещенных половых актов; 4)не вести праздных и лживых речей; 5)не употреблять опьяняющие напитки. Д) Правильное стремление. Е) Правильное внимание. Ж) Правильное сосредоточение. З) Отвергается как жизнь, посвященная чувственным удовольствиям, так и путь самоистязания.

Способы очищения кармы I) Стать аскетом-отшельником: «Пересекая потоки существования, откажись от того, что между ними. Если ум освобожден, то, что бы ни случилось, ты не придешь снова к разрушению и старости». II) Занятия йогой (соединение, связь). Ее отдельные ступени: А) самообладание; Б) овладение дыханием при определенных положениях тела; В) изоляция чувств от внешних влияний; Г) концентрация мысли; Д) медитация; Е) отторжение - освобождение от телесной оболочки. Источник вероучения- Типитака (Три корзины) Особенности учения: 1)Отсутствие специфических обрядов, молитв; 2) Нет бога, как такового, хотя и не отрицает множество существу- ющих до того богов и демонов В III в. до н.э. учение стало официальной идеологией государства, в средние века - мировой религией, (в Индии, Китае, Японии, Тибете, на Цейлоне, Тува, Бурятия, Калмыкия),насчитывающая сегодня 500млн. чел.

Философия Древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества Мировоззрение Античности - космоцентристское. «Космос» - то, что противоположно хаосу, ( мир понимается как гармонично организованная целостность, гармоническое единство). Идея тождества макрокосмоса и микрокосмоса. Человек – весь мир в миниатюре, и он составляет с ним неразрывное целое. Идея тождества макрокосмоса и микрокосмоса стала основанием для признания предметного единства античной науки. Милетская школа – первые древнегреческие натурфилософы (VI в до н.э.) – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. - Искали первопричину мира в самой природе, а не в божестве или идее - Решая проблему происхождения мира предполагали, что изначально существовало некое единство. -Стремились раскрыть взаимосвязь явлений и показать развитие мира.

Милетская школа - Фалес (ок.625- ок.547 до н.э.) родоначальник античной философии и науки, основатель милетской школы, возводил все многообразие явлений и вещей к единой первостихии – воде. - Анаксимандр (ок.610- после 547 до н.э.) – «О природе». -Создал геоцентрическую модель космоса, первую географическую карту, высказал идею о происхождении человека «от животных другого вида(рыб). - Анаксимен (VI в до н.э.) – ученик Анаксимандра, первопричиной всего считал воздух, из сгущения и разряжения которого возникают все вещи. Небесные тела возникли из земли. Один из основоположников античной атомистики Демокрит (Ок.470 или 460 до н.э.- умер в глубокой старости) – философ материалист. Считал, что существуют только атомы и пустота.Атомы неделимые материальные элементы(геометрические тела, фигуры), вечные, неразрушаемые, непроницаемые, различаются формой, положением в пустоте, величиной; движутся в различных направлениях, из их «вихря»образуются как отдельные тела, так и все бесчисленные миры. Атомы невидимы для человека: истечения из них, действуя на органы чувств, вызывают ощущения. В этике развивал учение об атараксии (греч. невозмутимость)