Инновационные приёмы в работе над слоговой структурой слова. Подготовил а: Ляшенко Л.И. Мигунова м.п. Мигунова м.п.
Задачи Развивать умение делить слова на слоги (на слух, при помощи хлопков). Развивать умение делить слова на слоги (на слух, при помощи хлопков). Развивать умение определять количество слогов в слове и их последовательность; познакомить с понятием «начало» и «конец» слова. Развивать умение определять количество слогов в слове и их последовательность; познакомить с понятием «начало» и «конец» слова. Развивать и закреплять навык составления слова из заданных слогов. Развивать и закреплять навык составления слова из заданных слогов. Развивать умение подбирать слова по одному слогу, а также находить слова, начинающиеся с последнего слога заданного слова («Цепочка слов»). Развивать умение подбирать слова по одному слогу, а также находить слова, начинающиеся с последнего слога заданного слова («Цепочка слов»).
Эффективные методы работы над слоговой структурой слова. Логопедические игры
Молчанка «Молчанка» (карточки с точками 1, 2, 3 или цифровые веера) «Молчанка» (карточки с точками 1, 2, 3 или цифровые веера) Логопед называет слово или показывает картинку. Дети показывают соответствующую карточку. Логопед называет слово или показывает картинку. Дети показывают соответствующую карточку.
Собери слово «Слог да слог и будет слово». «Слог да слог и будет слово». Логопед называет 1-й слог и предлагает конец слова подобрать детям ( также используется и с последним слогом). Для школьников эта игра проводится с карточками, написанных слогов. Например, логопед пишет слог ВА на доске. Дети по очереди подходят к доске и прикладывают свою карточку-слог, чтобы получилось слово: ТА, ЗА, ВА, СО, СЛИ, ТЫК, ХАЛ, КЛЮК.
Отправим животное в плавание На доске рисунки трёх кораблей с 1, 2, 3-мя трубами. У детей картинки с изображением животных. Дети показывают нужную картинку. На доске рисунки трёх кораблей с 1, 2, 3-мя трубами. У детей картинки с изображением животных. Дети показывают нужную картинку.
Перевёртыши Предлагаются слова на карточке: СОС,НА; ЧАЙ,КА; ВЕС,НА; КА, МЫШ; БАН, КА. Дети образуют слова. Предлагаются слова на карточке: СОС,НА; ЧАЙ,КА; ВЕС,НА; КА, МЫШ; БАН, КА. Дети образуют слова.
Облака слогов Детям называются слоги «на облачке», они составляют из них слова. Детям называются слоги «на облачке», они составляют из них слова.
Сложи домик Дети выбирают картинки-кирпичики и выкладывают на этажи домика: на 1-й этаж картинки, в названиях которых один слог. На строительство 2-го этажа «идут» кирпичи- слова, состоящие 2-х слогов и т. п. Дети выбирают картинки-кирпичики и выкладывают на этажи домика: на 1-й этаж картинки, в названиях которых один слог. На строительство 2-го этажа «идут» кирпичи- слова, состоящие 2-х слогов и т. п.
Весёлый счёт слогов Сказочные герои «собирают» картинки- слова по заданному количеству слогов. Сказочные герои «собирают» картинки- слова по заданному количеству слогов.
Собери слова Под картинками дети выкладывают слова из слогов, напечатанных на карточках. Другой вариант: логопед называет слог и спрашивает - «У кого есть в слове такой слог?» Под картинками дети выкладывают слова из слогов, напечатанных на карточках. Другой вариант: логопед называет слог и спрашивает - «У кого есть в слове такой слог?»
Собери друзей В гости «идут» лесные жители, в названиях которых определённое количество слогов: журавль ждёт в гости птиц, в названии которых 2 слога, а цапля в названии которых 3 слога. В гости «идут» лесные жители, в названиях которых определённое количество слогов: журавль ждёт в гости птиц, в названии которых 2 слога, а цапля в названии которых 3 слога.
Яблочки со слогами Детям называются слоги, нужно составить из них слово. Детям называются слоги, нужно составить из них слово.
Пирамида Дети учатся делить слова на слоги: расставляют картинки на соответствующие уровни пирамиды. Дети учатся делить слова на слоги: расставляют картинки на соответствующие уровни пирамиды.
Волшебные острова В далёком море есть волшебные острова. На них прилетают разные слова. На острове КРУГ собираются слова, состоящие из одного слога. На остров ОВАЛ прилетают слова, состоящие из 2-х слогов. На остров ТРЕУГОЛЬНИК слова из 3-х слогов. На остров 4- хугольник - слова из 4 слогов. Поможем словам прилететь на свой остров. В далёком море есть волшебные острова. На них прилетают разные слова. На острове КРУГ собираются слова, состоящие из одного слога. На остров ОВАЛ прилетают слова, состоящие из 2-х слогов. На остров ТРЕУГОЛЬНИК слова из 3-х слогов. На остров 4- хугольник - слова из 4 слогов. Поможем словам прилететь на свой остров.
Метод наглядного моделирования
Наглядное моделирование это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Моделирование позволяет детям образно представить структуру слова, используя заместители слогов, из которых оно состоит, научиться определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой. Дети подготавливаются к формированию навыка послогового чтения. Наглядное моделирование это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Моделирование позволяет детям образно представить структуру слова, используя заместители слогов, из которых оно состоит, научиться определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой. Дети подготавливаются к формированию навыка послогового чтения.
Рисуем слова Дети учатся с помощью фишек, полосок, кубиков, счётных палочек выкладывать слоговую схему слова. Детям предлагается прослушать слова и выложить столько фишек, сколько раз они с логопедом хлопнули в ладоши. Дети учатся с помощью фишек, полосок, кубиков, счётных палочек выкладывать слоговую схему слова. Детям предлагается прослушать слова и выложить столько фишек, сколько раз они с логопедом хлопнули в ладоши.
Слово длинное короткое У ребёнка фишки, перед ним на столе длинная и короткая полоски бумаги. Логопед предлагает прослушать слово и определить, длинное оно (звучит долго) или короткое (звучит недолго). Услышав слово, ребёнок кладёт фишку соответственно под длинную или короткую полоску. У ребёнка фишки, перед ним на столе длинная и короткая полоски бумаги. Логопед предлагает прослушать слово и определить, длинное оно (звучит долго) или короткое (звучит недолго). Услышав слово, ребёнок кладёт фишку соответственно под длинную или короткую полоску.
Пирамида Дети учатся делить слова на слоги: расставляют картинки на соответствующие кольца пирамиды: на нижнее кольцо - с одним слогом, на среднее с 2-мя слогами и т. п. (можно собирать пирамидку: нижнее кольцо- первый слог, среднее кольцо -2-й слог и т.п.). Дети учатся делить слова на слоги: расставляют картинки на соответствующие кольца пирамиды: на нижнее кольцо - с одним слогом, на среднее с 2-мя слогами и т. п. (можно собирать пирамидку: нижнее кольцо- первый слог, среднее кольцо -2-й слог и т.п.).
Пальчики-альпинисты Дети должны «прошагать» пальчиками по кружочкам пирамиды. Дети должны «прошагать» пальчиками по кружочкам пирамиды.
Хлопки Дети учатся делить слова на слоги с помощью хлопков, соотносить слова со слоговой схемой - «сколько раз хлопнули, такую слоговую схему покажи». Дети учатся делить слова на слоги с помощью хлопков, соотносить слова со слоговой схемой - «сколько раз хлопнули, такую слоговую схему покажи».
Найди своё место Дети учатся выделять ударный звук, слог и соотносить их со схемой - показать слоговую схему с ударением, подходящую для данного слова. Дети учатся выделять ударный звук, слог и соотносить их со схемой - показать слоговую схему с ударением, подходящую для данного слова.
Прошагай слово Пальчиками «шагать» по следам и считать, каждый шаг слог. Пальчиками «шагать» по следам и считать, каждый шаг слог.