Лекция 8. Дальнейшее изменение в этикете. XIX век
Этика и эстетика XIX века представляет собой арену борьбы различных направлений, сущность которых, в целом состоит в настойчивом утверждении того, что действительность мрачна, угнетающа, жизнь – постоянное страдание. И только искусство служит средством освобождения от гнетущей действительности.
Французский писатель теории Готье сформулировал теорию «искусство для искусства», в которой утверждал, что «настоящая красота бесполезна, а все полезное - отвратительно. Искусство не имеет цели. Цель искусства – искусство». Французский писатель теории Готье сформулировал теорию «искусство для искусства», в которой утверждал, что «настоящая красота бесполезна, а все полезное - отвратительно. Искусство не имеет цели. Цель искусства – искусство».
Духовные наследники эстетизма превратили в ХХ веке аморализм в «золотую жилу» «искусство для масс»; насилие и сексуальная агрессия как заурядные пороки современного общества утратили черты сатанизма и сомкнулись с грубейшим натурализмом, порок перестал быть утонченным, перестал быть забавой аристократии. Духовные наследники эстетизма превратили в ХХ веке аморализм в «золотую жилу» «искусство для масс»; насилие и сексуальная агрессия как заурядные пороки современного общества утратили черты сатанизма и сомкнулись с грубейшим натурализмом, порок перестал быть утонченным, перестал быть забавой аристократии.
В эпоху средневековья именно «рыцарская честь» («point dhonneur») становиться отличительным признаком и главной опорой в жизни человека благородного звания. В эпоху средневековья именно «рыцарская честь» («point dhonneur») становиться отличительным признаком и главной опорой в жизни человека благородного звания.
Законам чести следовали неукоснительно. Даже при совершении казни дворянина строго принималось во внимание честь, которую следовало воздать рангу и званию этого человека. Законам чести следовали неукоснительно. Даже при совершении казни дворянина строго принималось во внимание честь, которую следовало воздать рангу и званию этого человека.
Во многом суровая строгость этикета того времени может быть объяснена и тем, что этикет в ту пору служил специфическим способом самосохранения высшего сословия, которое по отношению к другим слоям общества было совсем не многочисленным. Во многом суровая строгость этикета того времени может быть объяснена и тем, что этикет в ту пору служил специфическим способом самосохранения высшего сословия, которое по отношению к другим слоям общества было совсем не многочисленным.
Этикет представлял собой очень сложную, детализированную и разветвленную систему норм и ценностей, зачастую многозначительную и запутанную, усвоить которую без специального обучения было невозможно. Этикет представлял собой очень сложную, детализированную и разветвленную систему норм и ценностей, зачастую многозначительную и запутанную, усвоить которую без специального обучения было невозможно.
Сложность этикета проявлялась и в многочисленной этикетной атрибутике, обрамлявшей этикетные ситуации. Таким вещам, как платок, цветок, перчатка, лента и т.п., придавалось огромное значение. Сложность этикета проявлялась и в многочисленной этикетной атрибутике, обрамлявшей этикетные ситуации. Таким вещам, как платок, цветок, перчатка, лента и т.п., придавалось огромное значение.
С возникновением, развитием и укреплением власти буржуазии хорошие манеры начинают приспосабливаться к изменившимся социальным условиям. Этикет перестает быть привилегией аристократов. Нормы его упрощаются, освобождаются от излишней вычурности, бессмысленной эталонности и неукоснительной жесткости..
Вторым этапом демократизации этикета можно назвать его освобождением от «власти двора», его выход в широкие слои населения. Придворный этикет, его усложненность и профессионализация, создали необходимость в пособиях и руководствах. Вторым этапом демократизации этикета можно назвать его освобождением от «власти двора», его выход в широкие слои населения. Придворный этикет, его усложненность и профессионализация, создали необходимость в пособиях и руководствах.
. Лишь в ХХ веке, когда на смену понятию «третье сословие» приходит явление, называемое «средний класс» - происходит действительная демократизация этикета. Именно в это время и завершается третий этап демократизации, когда он окончательно потерял свой сословный характер, перестал быть этикетом власть предержащих. Вырабатывались принципиально новые формы хорошего тона общения.
. Франсие де Карьер – классик в области придворной дипломатии. Рассматривая пути к успеху в отношениях с чужеземными дворами, он писал: «Искусство вести переговоры с государями настолько важно, что благополучие величайших держав зависит нередко от умения тех, кто ведет переговоры.»
Де Карьер верит в великую миссию дипломатов, которые всегда исходят из того, что братья за оружие можно не раньше, чем будут исчерпаны возможности разумного убеждения, и потому являются миротворцами. Де Карьер верит в великую миссию дипломатов, которые всегда исходят из того, что братья за оружие можно не раньше, чем будут исчерпаны возможности разумного убеждения, и потому являются миротворцами.
Аристократические рыцарские традиции уходят в прошлое, на смену им приходит мирная стратегия. Аристократические рыцарские традиции уходят в прошлое, на смену им приходит мирная стратегия.
Таким образом, благодаря Франсие де Карьеру, появились правила и нормы поведения, связанные со взаимоотношениями между государствами с одной стороны, и свод навыков, правил и умений для достижения успеха в обществе и, позже, в деловой карьере. Таким образом, благодаря Франсие де Карьеру, появились правила и нормы поведения, связанные со взаимоотношениями между государствами с одной стороны, и свод навыков, правил и умений для достижения успеха в обществе и, позже, в деловой карьере.