Комплекс занятий для развития внимания
"Запретное слово" Игра для развития произвольного внимания и находчивости. Для нее не требуется никакого материала, поскольку она словесная. Суть ее состоит в следующем: ведущий задает вопросы, а игрок отвечает. Ответы могут быть разными, только нельзя произносить одно запретное слово, о котором вы заранее договариваетесь, например, слово "нет ". Предупредите ребенка, что нужно быть предельно внимательным, так как вы постараетесь его подловить. После этого можно начать задавать вопросы. «Ты спишь в ванной?» «Снег черный?" "Ты умеешь летать? " и т. п. Ребенок должен найти такую форму ответов, чтобы выполнить правила игры. Ошибкой считается, если названо запретное слово или на вопрос не дан ответ. Как только ребенок ошибается, вы меняетесь с ним ролями, он задает вопросы, вы – отвечаете. В этой игре выигрывает тот, кто правильно отвечает на большее количество вопросов.
"Запрещенное движение" Игра для развития произвольного внимания Ребенок повторяет за взрослым все движения кроме одного "запрещенного" прыжка хлопка наклона….. Взрослый следит за правильностью выполнения движений.
"Разведчик" Начните игру из какой-нибудь комнаты, со слов (в зависимости от возраста): - "Белочка спрятала в лесу орешек, а теперь не может его найти ( герой из мультика, сказки должен найти…) Помоги белочке (ему)." Ребенок ищет орешек (любой предмет, спрятанный в комнате) по следам, оставленным неосторожной белочкой(героем): дорожка из ниточки стрелка нарисованная на бумаге необычно поставленные предметы…. Постепенно белочка(герой) становится все осторожней (сложнее комбинации), а ребенок все наблюдательней(необходимо искать «метки»).
"Секретное письмо" Обыграйте тему «секретного агента» Начертите в воздухе контуры геометрической фигуры цифру букву слово контур рисунка Пусть ребенок попытается угадать, что написал секретный агент «прозрачными красками на прозрачной бумаге".
"Наблюдатель". Можно играть дома или на прогулке Сядьте с ребенком перед окном (на скамейку). Отыщите какой-нибудь неподвижный предмет и предложите ребенку угадать, что такое вы увидели и загадали. («небольшое, зеленое, квадратной формы…. песочница "). Ребенок должен отыскать этот предмет. Задание усложняется с помощью большего количества различных признаков предмета. Можно играть и так: "Быстро назови 5 круглых (красных, твердых и гладких) предметов в комнате".
" Архитектор" Вы - архитектор, ребенок - строитель. У обоих одинаковое число кубиков разных видов. Архитектор показывает с помощью своих кубиков, какое сооружение надо построить лесенку арку домик… Строитель повторяет задание. Главное правильность выполнения задания.
"Волшебное слово". Сначала следует договориться, какие же слова считать «волшебными» «Волшебными» могут быть слова на букву «М» (на любую другую букву) обозначающие птиц, домашних животных сказочных героев….. Вы рассказывает историю или произносите подряд любые слова. При произнесении «волшебных слов» ребенок должен подать сигнал: стукнуть ладонью по столу (поднять руку вверх, встать ….).
" Шерлок Холмс " Игра на развитие наблюдательности. Игрок, который выполняет роль Шерлока Холмса, внимательно рассматривает внешний вид своего партнера и отворачивается ( выходит из комнаты). Партнер меняет некоторые детали своего внешнего вида и предлагает "сыщику " угадать, что он изменил. Предметом игры может быть не только внешний вид партнера, но и расположение предметов в комнате, мелкие детали на рисунке и многое другое. Сложность игры зависит от количества изменяемых элементов. Лучше начать с 3-4 изменений и постепенно их увеличивать.
" Дверная скважина " Для игры необходимо подготовить небольшую яркую и подробную картинку и лист бумаги, примерно вчетверо превосходящий по площади размер картинки. В середине этого листа вырезается отверстие в форме дверной скважины. Играть лучше всего группой в 4-5 человек. Ведущий прикрывает картинку этим листом и кладет ее перед играющими. Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, но не поднимая его. Все рассматривают ее одновременно, но каждый водит лист в течение минуты. Затем ведущий предлагает, чтобы кто-нибудь рассказал, что изображено на картинке, остальные исправляют и дополняют его. В заключение игры картинка открывается, и ведущий объявляет победителя, который рассказал наиболее правильно и подробно. Он и сменяет ведущего.
«Бабушка укладывает в свой чемодан» Играть можно и вдвоем с ребенком, но лучше - компанией из человек. Взрослый начинает рассказ: "Бабушка укладывает в свои чемодан... расческу", следующий игрок должен повторить уже сказанное, добавив следующий предмет: "Бабушка укладывает в свой чемодан расческу и... тапочки" и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока ряд не становится таким длинным, что его уже нельзя воспроизвести. У детей это может быть предметов.
Несколько подсказок Возьмите на себя руководство вниманием ребенка, вовлекайте его в разные виды деятельности, освещая их привлекательные стороны. Придумывайте, находите новые, оригинальные средства организации детского внимания (помните, что наиболее привлекательно для ребенка то, что наглядно, эмоционально, неожиданно). Давая задание, помните, что ваша инструкция должна быть доброжелательной, конкретной, пошаговой, понятной, исчерпывающей. Берегите внимание детей. Если ребенок занят, не следует его отвлекать, давая новые задания. Если вы хотите, чтобы ребенок был внимателен при выполнении заданий, позаботьтесь о хорошем физическом самочувствии и его настроении. Создайте в комнате, где он занимается, тишину, по возможности сократите количество отвлекающих факторов: громких звуков, эмоциональной речи, журналов и книг, движущихся объектов.
Уважаемые взрослые! Мы надеемся, что предложенные рекомендации будут вами приняты и использованы! Желаем успехов!