Возраст от 14 до 17 лет - ранний юношеский или подростковый возраст
Иммануил Кант XVIII в. «Годы юности – самые трудные годы»
Формы взросления: Физиологическая; Психологическая; Социальная.
Три варианта перехода от отрочества к взрослости: 1. «буря и натиск» 2. спокойный, постепенный 3. неизбежность и необходимость
Трудность юношества – время выбора и принятия решений
Характеристики юношеского возраста: Рост осознания своего собственного (внутреннего) «Я»; Способность проявлять и сохранять свою индивидуальность; Постановка вопросов: Кто я?, Кем я хочу стать?, Каким я хочу стать?; Интерес к психологии, к другим людям, их внутреннему миру, склонность сравнивать себя с другими; Повышенная возбудимость и раздражительность за счет изменения гормонального обмена; Половое созревание побуждает желание нравиться, вызывает повышенный интерес к своей внешности, обострение проблемы медленного или слишком быстрого роста, комплекции, прически, одежды и т. д.
Памятка для родителей Родители, помните, что одна из важных сфер жизнедеятельности подростка – общение со сверстниками, учеба отходит на второй план. Для детей главное не просто быть рядом со сверстниками, но и занимать среди них удовлетворяющее его положение (лидер, авторитет, друг). Важно научить детей быть лично ответственными за успешность общения с окружающими. Задача родителей – воспитать силу воли у подростка (часто дети не умеют управлять своим поведением), для этого нужно научить его ставить перед собой цели, которые должны отвечать актуальным потребностям. Научите ребенка составлять план своих действий. Дайте понять своему ребенку, что вы уважаете его, ему важно признание взрослых, ваши взаимоотношения с детьми явно улучшатся. Чем больше вы будете искренне интересоваться проблемами ваших детей, тем больше они будут доверять вам, т. к. дети остро чувствуют, искренни ли с ними взрослые. Помните, что вы тоже были детьми, совершали ошибки, дети ждут от вас этого признания, возможно, ваш личный пример поможет им разобраться в себе. Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.