Повышение доверия к деятельности НПО Нина Еркаева
Договоримся о терминах Доверие – уверенность в чьей-нибудь добросовестности, искренности, в правильности чего-нибудь (словарь Ожегова). Доверие (trust) – вера в надежность человека или системы. Есть доверие к людям (персонифицированное), которое построено на личностных обязательствах, и доверие к абстрактным системам (к экспертизе, к банковской системе, благотворительности, некоммерческим организациям и т.д.) предполагающее безличностные обязательства. Доверие является результатом индивидуального опыта в развитии отношений с окружающими людьми и организационными системами.
Ключевые вопросы доверия к НПО Будет ли у человека опыт взаимодействия с НПО? PR и доступность информации Каков будет этот опыт? самоорганизация и этика управление человеческими ресурсами открытость и прозрачность
Лучшие практики Повышения доверия к некоммерческим организациям прозрачность и подотчетность; эффективное управление и внутренняя демократия; самоорганизация и этика; PR для построения доверия
Общее «потепление» по отношению к НПО на национальном и региональном уровнях Повышение интереса к деятельности НПО Законодательные инициативы (закон (изменения) о государственном социальном заказе) Новые требования к открытости НПО (меры по системной государственной поддержки сектора увязываются с информационной прозрачностью НПО) Повышение популярности добровольной самоорганизации и волонтерства Понимание проблемы доверия людей как проблемы сектора, сектора, состоящего из слишком разрозненных общественно- активных групп. Внешний контекст: Казахстан
Внешний контекст: мир Прозрачность и подотчетность как тема обсуждений на разных площадках 26–28 мая т.г.в Амстердаме состоялась III Глобальная конференции GRI по устойчивому развитию и Прозрачности, где состоялся запуск приложения к GRI для некоммерческого сектора Приложение по нефинансовой отчетности для НКО, разработанное GRI– G3. Инициатива призвана помочь некоммерческим организациям в отчетности о деятельности по устойчивому развитию на организационном уровне. Приложение предназначено для всех организаций сектора – от малых до крупных НКО, организаций с разными миссиями, целями и задачами, разными направлениями деятельности и целевыми аудиториями.
Внешний контекст: другие государства Разрабатываются и реализуются на разных уровнях Программы «Укрепление общественной поддержки некоммерческих организаций» как важный фактор повышение доверия к деятельности некоммерческих организаций
Продвижение практик, способствующих повышению доверия к некоммерческим организациям Содержание Программ «Укрепление общественной поддержки НПО»
Развитие саморегулирования сектора и этических стандартов Создание информационной площадки для обсуждения этических кодексов Разработка документов, важных для развития саморегулирования в секторе: - декларации социальной ответственности сектора перед обществом - профессиональных «цеховых» правил - операциональных правил - механизма самопроверки соответствия этическим стандартам для НПО Содержание Программ «Укрепление общественной поддержки НПО»
Улучшение имиджа сектора в обществе: НПО разрабатывают стратегические планы своей пиар- деятельности НПО участвуют в коалиционной пиар-деятельности от лица единого бренда (сектора на местном/региональном/федеральном уровне, от имени организаций определенного рода деятельности и т.п.) Содержание Программ «Укрепление общественной поддержки НПО»
Развитие подотчетности и прозрачности сектора: Законодательно закрепить стандарты отчетности, единые для всех секторов общества Законодательно закрепить возможности выбора для НПО между предоставлением обязательной и добровольной отчетности Создать Интернет-ресурс для публикации добровольных отчетов НПО Включить добровольную отчетность как элемент конкурсных процедур Содержание Программ «Укрепление общественной поддержки НПО»
«Повышение доверия к некоммерческим организациям Цель презентации Способствовать развитию сообщества НПО, для которых важна проблематика развития доверия и общественного ресурса НПО Собрать и обобщить лучшие практики повышения доверия Изучить практики и технологии, которые ведут к повышению устойчивости НПО через получение общественной поддержки Разработать для НПО рекомендации по повышению доверия, которые были бы актуальны в настоящий момент Июль 2010 года, Астана
Ожидаемые результаты от предложенной работы Начать новый этап формирования и развития в Казахстане собственной уникальной и детально продуманной системы повышение доверия к деятельности некоммерческих организаций с учетом эффективных международных примеров, которая позволит: усилить роль гражданского общества повысить деловую и социальную активность местного сообщества, в том числе в регионах повысить эффективность государственного управления
Актуальность вопроса: Уровень развития Гражданского общества – развитие Сектора НПО в Казахстане позволяет выходить на международное поле сотрудничества и стремиться к выполнению требований и стандартов международной отчетности, сравнивать свои инициативы по подотчетности с примерами лучшей практики других секторов.
Формирования имиджа НПО-сектора: сравнение с бизнесом и государством – как наиболее успешная практика повышения доверия к НПО 1.НПО имеют четкую написанную коммуникационную стратегию 2. НПО имеют бренд-бук для оформления своих коммуникаций 3. НПО реализуют информационные кампании (ежегодные, квартальные, ежемесячные) 4. НПО отчитывается перед своей целевой аудиторией предоставляя годовые и финансовые отчеты 5. НПО производит продукцию для размещения в медиа (социальная реклама) 6. НПО управляет собственными успешными медиа 7. НПО имеет в своем штате выделенный функционал для формирования и развития имиджа (PR, GR, FR)
Трудовые ресурсы некоммерческого сектора * По странам выборочно, доля занятых в некоммерческом секторе в численности экономически активного населения в 2008 году, данные по России – 2009 год Данные Гранд-Центра
Спасибо за внимание!