Понятие личности как основания человеческого в человеке.
история термина личность ГреческийЛатинскийбукв. русский перевод атомониндивиднеделимый просопонперсонамаска хипостасисличность усиясубстанциясущность
Учение об Ипостаси в восточной патристике Проблема троичного богословия: как помыслить триединство святой Троицы? каким образом «один равняется трем»? Отцы каппадокийцы Василий Великий, Григорий Богослов предложили новое понимание Аристотелевых категорий сущности и ипостаси.
Согласно каппадокийскому богословию, в Святой Троице Отец, Сын и Дух Святой - три божественные ипостаси, три первосущности, каждая из которых имеет отдельное, личное бытие. Их вторая сущность, единая для всех трех, также носит реальный характер, и в этом смысле к ней применимо понятие единого Бога. Источник различия между Лицами Святой Троицы не в сущности - сущность у них одна, а в их ипостасном взаимоотношении.
Две основных линии в понимании личности 1.Понимание личности восходящее к античности и христианству 2. Понимание личности, берущее начало в эпохе Просвещения, но наибольшее теоретическое раскрытие, получившее в немецкой классической философии.
Понимание личности восходящее к античности и христианству Человек как личность рассматривается как экземпляр (индивид) человеческой природы. Природа человека, в античном смысле есть совокупность человеческих качеств: разумность, чувственность, телесность и т.д. Одно из главных свойств – свобода, способность выступать субъектом своих актов. Тезис о необходимости овладения природой понимался как раскрытие всех заложенных потенций - арете.
Христианское дополнение учение о повреждении человеческой природы в акте грехопадения достижение свободы собственными усилиями человека невозможно в искупительной жертве Христа человеческая природа была исправлена конкретный человек может восстановить свою природу через причастность Христу
понимание личности в немецкой классической философии самовластность человека стала отождествляться не с его природой, а с индивидуальностью, с «я» в философии Канта мир природы (феноменальный) полностью детерминирован причинно-следственными связями, в нем нет никакой свободы. Субъект, как ноумен, выступает носителем свободы, в том числе, свободы самополагания нравственных законов
возникло понимание личности как чего-то особенного, вырастающего в субъекте: личностного в человеке столько, сколько в нем самовластного переосмысление личности было вызвано переосмыслением природы человеческую природу, в противоположность античности, стали сводить к биологическим и животно-инстинктивным аспектам под личностным началом стали понимать все то, что противостоит природной обусловленности
нововременное понимание овладения природой стало трактоваться как ее подчинение своей свободе наметился отход от христианского понимания грехопадения как волевого акта, повредившего природу человека. Проблему стали усматривать в косной и темной «природе» противостоящей свободе