1 Прогресс реформ экологической политики в ВЕКЦА Вступительные замесания Встреча заинтересованных сторон Брюссель марта 2007 г. Брендан Гиллеспи Глава Секретариата СРГ ПДООС ОЭСР
2 Прогресс неоднозначный 200 позитивных примеров; 12 стран; 15 сфер политики Нет ускорения прогресса со времени Киевской конференции; наблюдается некоторый регресс Для сближения с ЦВЕ потребуется много времени Задача -- возобновить, расширить и углубить экологические реформы и создать более действенные стимулы для прогресса в природоохранной сфере
3 Слабые движущие силы Слабые рыночные стимулы эффективности; стоимость реформы – предмет существенной озабоченности Слабая общественная и политическая потребность в более жестких экологических нормах Слабые международные рычаги: –Торговля и инвестиции –Меньшая поддержка доноров по сравнению с Центральной, Восточной и Юго-восточной Европой
4 Экономический контекст Доход на душу населения: –4 страны > USD (РФ, Каз, Тур, Бел) –4 другие > USD –4 страны < USD стран имеют право на помощь МАР 40% населения за чертой бедности, особенно в сельских районах; 70% в Таджикистане 7% средний рост за гг., но уровни доходов 1989 г. еще не достигнуты; ВВП менее половины от уровня 1989 г. в Грузии и Молдове
5 Растущее разнообразие Доход Доступ к ресурсам Территория Экологические проблемы Политика Однако: все страны ВЕКЦА унаследовали советские административные традиции Отсюда: в каких пределах рассматривать реформу экологической политики на национальном, суб-региональном региональном (ВЕКЦА) уровне?
6 Природоохранные министерства и агентства Общая задача реформы государственного сектора Системные проблемы природоохранных институтов –Лидерство и стратегические цели –«Перманентная революция» –Ориентация на процесс, а не результат –Слабая связь между информацией и политикой –Недостаток стратегических навыков Инструменты экологической политики –ОВОС/стратегическая оценка –Разрешения –Стандарты –Экономические инструменты и финансирование –Обеспечение соблюдения требований
7 Интеграция ООС в отраслевую политику Недостаточное понимание экономической выгоды от экологической политики и стоимости бездействия Ослабляет действенность экономических аргументов в пользу ООС и разработку взаимовыгодных стратегий Отстутствие внимания к экономике природоохранных реформ: кто оказывается в выигрыше, а кто – в проигрыше Возможность использования стратегической ОВОС?
8 Работа с заинтересованными сторонами Необходимо изменить взаимоотношения с промышленностью и дать стимулы для улучшения экологических показателей –Современные, реалистичные инструменты политики –Переход от сбора доходов к стимулированию –Положительные, а не только отрицательные стимулы Нужен диалог между государственными органами и представительными ассоциациями бизнеса Сотрудничество государственных органов с НПО –Нужно переступить через культуру сопротивления –Ликвидировать препятствия деятельности НПО НПО должны создать более прочную финансовую и политическую базу
9 Работа с донорами Двусторонняя помощь ниже, чем в 2001 г.; Еврокомиссия – наиболее важный донор Займы МФИ возросли с 2003 г. 50% двусторонней и 75% многосторонней помощи пошли в РФ и Казахстан Вопросы относительно эффективности помощи связаны со сдвигом в сторону бюджетной поддержки Подчеркивает важность: –интеграции ООС в национальные стратегии –выявление сфер взаимных интересов –лучшей координации доноров