Проект концепции «Бренд Ярославля» 2012 год Ярославль
Новые тренды в развитии городов: 1.Креативные города – творчество и самореализация становятся основой всего. 2.Сначала – создание условий для самовыражения, затем – появление возможностей на основе этого создавать инновационную экономику и производства 3.Ресурсосберегающие города. 4.Концепция «third place» (Ray Oldenburg): «Первое место» - жилье/дом «Второе место» - работа «Третье место» - локальные под-центры – одновременно и территория общения, и место отдыха, и место работы. 5.«Новый урбанизм» - плотная городская среда, насыщенная коммуникациями, саморегулируемая, спонтанная 6.Города, производящие, а не потребляющие энергию 7.Принятие «умных домов» в качестве стандартов, переход от пассивных (здания с низкими энергозатратами на отопление) к энергопроизводящим домам (утилиты для производства энергии «прошиты» в домах - ветряки, солнечные батареи, тепловые насосы). 8.Важно распределение «драйва» среди людей, а непросто его наличие. Креативные пространства обеспечивают доступ к такому городскому «драйву» большему числу людей
1.Возрастание конкуренции среди городов за инвестиции, гос.финансирование, трудовые ресурсы, туристов, за талантливых людей… 2.Ориентация городских поселений на креативный, интеллектуальный класс 3.Активизация нового поколения потребителей с новыми ценностями (Smart-потребление) 4.Инновационная экономика 5.Волна появления и использования «умных» вещей 6.Изменение образа жизни и предъявление новых требований к жизненному пространству 7.Ключевые требования – к экологии, качеству жизни и городской среде обитания Предпосылки создания концепта:
1.Имидж города практически ничем не отличается от имиджа других городов старорусского ядра России. 2.Имидж города излишне традиционный, это затрудняет формирование прогрессивных инновационных смыслов, практически полностью отсутствует информация о современном Ярославле. 3.Имидж города размыт, не прослеживается единая концептуальная линия, альтернативные проекты и события, мало связанные по смыслу и не имеющие под собой общей платформы, нивелируют эффект друг друга, мешают целостному восприятию образа города и региона. 4.Бренд города несамостоятельный, опирается на более сильные местные бренды предприятий и спортивных клубов. 5.Под воздействием городских проблем у горожан сформировалась заниженная оценка города. Вывод «Ярославль видится как город, который утратил былой статус, а нового не приобрел и в настоящее время себя пока не реализовал…» (Контент-анализ образа города в региональных и федеральных СМИ, выполненный МУ «Городским методическим центром по вопросам развития городского самоуправления» в период с 2009 по 2010 годы) Проблема-противоречие: с одной стороны повышается активность горожан, усиливается их желание участвовать в жизни города, с другой стороны пока недостаточно условий для реализации этих стремлений. Проблемы имиджа города:
64 % респондентов никогда не участвовали в обсуждении вопросов развития города, 33 % иногда, 3% часто Как часто вы принимали участие в обсуждении вопросов развития города?
Базовая концептуальная идея: Мудрые люди в умном городе Ярослава Истоки: исихастская христианская философия ЯРОСЛАВль Мудрый Yaroslavl the Wise Wise = Smart Yaroslavl – Smart-city Н.Н. Кормягина
Smart-города и регионы в Европе Сайт проекта «Smart-города региона Северного моря» Сайт Евросоюза «Smart-города» Сайт Евросоюза «Smart-города»
Модель Smart-города Smart – экономика Smart – мобильность Smart –управление Smart – окружающая среда Smart –люди Smart - жизнь
Проектируем smart-город
1.Единая политика, направленная на увеличение репутационного капитала города. 2.Взаимодействие всех институтов гражданского общества по формированию имиджа города. 3.Интересы и потребности горожан или групп. 4.Инновационная основа развития, фокус на изменения. 5.Информированность и информатизация. 6.Высокая степень креативности, активная гражданская позиция горожан. 7.Открытость властных структур. 8.Коммуникативная интеграция, наличие постоянной обратной связи: взаимодействие власти, бизнеса, населения в решении вопросов развития города. 9.Саморегулируемое общество: демократия в сочетании с нетократией. 10.Комплексный, системный подход. 11.Усиление роли человеческого капитала и образования, обучения в развитии города. Принципы, заложенные в основу концепта:
Цель концепции: Создание базовой идеи для объединения всех групп (субъектов) Ярославля, повышения самосознания горожан, их гражданской ответственности и активности с целью улучшения качества жизни и благосостояния горожан, создания комфортной и безопасной среды для туристов, благоприятных условий для инвесторов. Задачи: 1.Формулирование базовой идеи бренда (имиджа)города, позволяющей создать систему, инфраструктуру для планомерного многоаспектного развития Ярославля как Smart-города 2.Формирование благоприятного имиджа города как смарт-общества, основанного на демократических ценностях и объединении граждан в единую команду с общей целью. 3.Предложение мегабренда города и суббрендов на основе эгомаркетинга. 4.Формулирование новой миссии города на базе концепции. 5.Разработка технологии, механизмов развития бренда. 6.Разработка и реализация проектов и программ по развитию территории согласно концепции Smart. 7.Создание благоприятного климата для инноваций, инвестиций и привлечения талантливых людей. 8.Развитие цифровых технологий, которые обеспечат ускоренный рост всех сфер деятельности. 9.Обеспечение условий для конструктивного диалога и обмена мнениями, разносторонним опытом, выработки консолидированной позиции по наиболее острым проблемам социально-экономического развития города. 10.Гибкое и эффективное управление «умными» и подключенными сообществами. 11.Привлечение бизнес-сообществ к участию в решении насущных задач и потребностей социально-экономического развития города на основе взаимовыгодного партнерства. 12.Развитие Интернет-услуг.
Миссия: стать городом с высоким качеством жизни проживающих в нем людей на базе концепции умного города, инновационного развития и общественной активности населения; стать комфортным и безопасным местом пребывания туристов и гостей, посещающих регион, на основе уникального культурного наследия и создания новых туристских продуктов; стать инвестиционно привлекательным городом, предоставляющим наилучшие условия для развития бизнеса.
Модель имиджа города Ярославля: Ярославль Мудрый Внутренний бренд Потребители: жители города Цель: город, в котором хочется жить Я для города качество жизни Город для меня Внешний бренд Потребители: гости города, туристы Цель: город, в который хочется приезжать Сферы развития: Герои места Городские ценности Традиции Культура Спорт Опыт Новации Бизнес-бренд Потребители: отечественные и зарубежные бизнес-структуры, предприниматели, инвесторы Цель: город, в котором хочется работать и развивать бизнес Город, предоставляющий наилучшие условия для развития бизнеса Общность людей Город - единая команда, объединенная общей целью Ярославль -smart-city Ярославль Мудрый
Оперативные мероприятия Создание дискуссионной площадки «Бренд города», вовлечение в обсуждение всех заинтересованных сторон, главное – населения. Широкое освещение во всех информационных источниках проблем и вопросов развития города. Проведение городских конкурсов, в частности по бренду, слогану. Определение тематики для каждого года и планирование программ и проектов под каждую тему. Создание единого информационного и тематического стиля оформления города Формирование пакета презентационной и сувенирной продукции для города Формирование программ сотрудничества с землячествами по развитию бренда территории Организация выставочно-конгрессных и культурно-массовых мероприятий, направленных на формирование благоприятного имиджа города
«Ярославль на пути к smart-city» Международный пилотный научно-образовательный проект «Ярославль на пути к smart-city» МЭСИ на пути к smart-университету
Цели и задачи проекта Создание условий совместной научно-исследовательской деятельности студентов и преподавателей с использованием технологических инноваций и internet Использование результатов научно-образовательного проекта в программах развития Ярославского региона Распространение опыта реализации проекта в филиалах МЭСИ Развитие творческих, исследовательских и информационных компетенций молодых ученых, студентов и школьников Организация совместной работы студентов в распределенной сети по написанию курсовых и дипломных проектов и выполнение НИРС Формирование, научно-методическое сопровождение взаимодействия образования, бизнеса и власти для построения smart-city Разработка рекомендаций и предложений по стратегии развития города Создание единого репозитария знаний в области построения smart-городов Цели проекта: Задачи проекта:
Обсуждение в социальных сетях и форумах Smart – жизнь: какими будут работа, учеба, дом, отдых? Smart – общество: какими будут политика, медицина, образование, культура, наука, спорт? Smart – человек: какими будут его способности, потребности, возможности, мечты? Smart – экономика: какими будут и должны быть энергия, техника, технология, материалы? Подготовительная стадия
Форум «Ярославль – умный город. Реальность или мечта?»
Подготовительная стадия Электронная площадка проекта
Научно-образовательная стадия Участники проекта
Предложения и рекомендации для органов исполнительной и законодательной власти региона по практическому использованию подходов в развитии города в соответствии с идеологией Smart-city Международные конференции, семинары, круглые столы, публикации статей в реферируемых изданиях по вопросам интеграции образования, бизнеса и власти с целью построения элементов Smart-city Результаты проекта для развития города