Характерные особенности античного естествознания.
Древнегреческое естествознание характеризовалось: Ограниченным накоплением точных знаний; Обилием гипотез и теорий которые предвосхищали позднейшие научные открытия. Направления древнегреческой науки «о природе»: Изучение «природы» живого организма (явилось основанием для дальнейшего развития медицины, а также содержало в себе зачатки будущей биологии); Изучение «природы» космоса в целом (явилось исходным пунктом для развития научной астрономии); Изучение «природы» вещей окружающего мира (явилось основанием для появление физико-химических наук).
«Золотой век науки» «Золотой век науки» - период VI-IV вв. до н.э., так же вошедший в историю под названием «греческого чуда». В этот период наука определялась как способ познания мира, которой стали заниматься ученые философы. натурфилософии Наука в эти годы развивалась огромными темпами. Особое развитие получило естествознание – наука о природе, существовавшая в форме натурфилософии (греч. «любомудрости природы »).
Натурфилософия Натурфилософия - дисциплина, основной проблемой которой являлось осмысление происхождения и устройства мира, рассматривавшегося как единое целое. Она базировалась на ранней греческой мифологии и в частности на космогонических мифах, на непосредственных наблюдениях ученых, опыте человеческой практики. Начало натурфилософии Начало натурфилософии относится к Архаическому периоду в истории Древней Греции, который начался в VII - V в.в. до н.э., и закончившемуся в 449 году. Он дал миру целый ряд научных концепций, которые оказали заметное воздействие на развитие философии и естественных наук.
1. Милетская школа: Первая натурфилософская школа. Ученые Милетской школы впервые в истории человечества пытались с научных, а не религиозно-мифологических позиций ответить на вопрос «Что есть все?». Основные идеи философов Милетской школы развивались в трех направлениях: Мировая гармония является результатом борьбы противоположностей; Субстанция и основа бытия вечна и неизменна; Жизнь есть вечный процесс.
Древнегреческий философ, математик, астроном, физик, один из «Семи мудрецов» Греции. Основатель милетской философской школы. Сформулировал понятие субстанции или стихии, как основы материального мира. Считал первородной стихией воду, из которой получаются все остальные. Первым начал исследовать электрические явления (обнаружил, что в результате трения приобретает свойства притягивать легкие тела).
Анаксимен (около до н.э.) Анаксимен (около до н.э.) – древнегреческий философ. Первоначальной стихией называл воздух, являвшийся по его представлениям источником не только всех остальных стихий жизни, но и психических, духовных явлений. Движение в его концепции является непосредственным условием развития. Анаксимандр (около до н.э.) Анаксимандр (около до н.э.) был автором философского сочинения «О природе». Первовеществом он называл «апейрон» - некая праматериальная сущность, породившей воздух и воду. Он объяснял происхождение человека эволюционным путем.
2. Школа Пифагора. Основатель школы – Пифагор - считал, что все в мире определяется числами или отношениями чисел. Отсюда его изречение- « все есть число». Пифагорейцы утверждали, что все сущее есть единство и борьба противоположностей: возникновение одной противоположности означает гибель другой. Гармония мира основана на сочетании противоположных начал, подобно тому, как музыкальная гармония состоит из сочетания высоких и низких тонов. Пифагорейцы впервые осознали творческую силу математики и ее важность для постижения явлений природы.
Основатель пифагорейской школы. Философ, математик и геометр. Первым обосновал важную роль математики в науке. Доказал положения египетской и вавилонской математики, теорию пропорций и теорию чисел. Разработал наглядную схему строения Космоса на основе планетарных и звездных сфер, так называемую систему мира.
Элеаты свое внимание сосредоточили на анализе понятия единого бытия. Они исходили из второго постулата Фалеса Милетского - единство и неизменяемость бытия: сущее не может быть конечным или бесконечным, единством или множеством, оно единое, неизменное, неподвижное, существует вечно и равно самому себе. Эллейцы стремились к натуралистическому объяснению природных явлений. Ученые этой школы признавали существование некоего Божественного Принципа, стоящего над всеми богами и людьми. Так возникло то направление в философии, которое отделило материю от духа и породило дуализм, столь характерный для западной философии.
Древнегреческий странствующий поэт и философ. Выдающийся представитель элейской школы. В рамках материалистического воззрения на мир находятся его представления о происхождении человека: "Ибо из земли все мы родились и из воды". Противопоставляет концепцию единого Бога.
Выдающийся философ, логик, науковед и методолог. Провел водораздел между натурфилософией и философией, разделил науки на естественные и гуманитарные. Родоначальник антропоцентризма - мировоззрения, провозглашающее человека конечной целью мироздания. Стоял на позициях геоцентризма, считал Землю шаром.
Ученик Сократа. Выдающийся философ, астроном, физик, математик, биолог. Впервые сформулировал принцип геоцентризма, предпринял попытку систематизации животных по анатомическим признакам. Родоначальник идеализма. Пришел к созданию концепции новейшей физики и космологии.
Аристотель - учёный, охвативший все сферы человеческого развития социологию, философию, политику, логику, физику. Основатель физики, математики, механики, астрономии, географии. Первым стал вскрывать животных, разделил зоологию на анатомию, физиологию и эмбриологию.