Разработка программы развития как стратегического документа образовательного учреждения
Структура нормативно-правовой базы ОУ (Советова Е.В. ) Устав ОУ Образовательная программа ОУ Программа развития ОУ Правила внутреннего трудового распорядка Должностные инструкции Учебно-воспитательный процесс Научно-методическое обеспечение УВП Инновационно-исследовательская работа Самоуправление
Управление развитием ОУ - часть управленческой деятельности новых условий, ресурсов, способов целенаправленный переход к качественно новому состоянию это часть управленческой деятельности, при которой посредством создания новых условий, ресурсов, способов работы обеспечивается целенаправленный переход к качественно новому состоянию
Программы развития Государственная программа «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы (Утверждена Правительством РФ 11 октября 2012 г.)Государственная программа «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы (Утверждена Правительством РФ 11 октября 2012 г.) «Долгосрочная целевая программа «Развитие образования Мурманской области» на годы«Долгосрочная целевая программа «Развитие образования Мурманской области» на годы (Утверждена постановлением Правительства Мурманской области от ПП (в ред. от ПП, от ПП, от ПП) Муниципальные долгосрочные целевые программыМуниципальные долгосрочные целевые программы Программа развития ОУПрограмма развития ОУ
Программа развития – это стратегический документ образовательного учреждения, который усиливает прежде всего конкурентные позиции конкретного образовательного учреждения на рынке образовательных услуг, определяет вектор движения ОУ Программа развития – это стратегический документ образовательного учреждения, который усиливает прежде всего конкурентные позиции конкретного образовательного учреждения на рынке образовательных услуг, определяет вектор движения ОУ Программа развития носит ярко выраженную инновационную направленность; является моделью инновационной деятельности, направленной на решение проблем развития ОУ Программа развития носит ярко выраженную инновационную направленность; является моделью инновационной деятельности, направленной на решение проблем развития ОУ Новое время требует новых аспектов программы развития: системные преобразования на основе национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Новое время требует новых аспектов программы развития: системные преобразования на основе национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
Структура программы развития ОУ Паспорт программы развития ( наименование программы; разработчики программы; цель и задачи программы; целевые показатели (индикаторы) реализации программы; сроки и этапы реализации программы; объёмы и источники финансирования; ожидаемые конечные результаты реализации программы) Характеристика проблем, на решение которых направлена программа (на основе проблемно ориентированного анализа) Цель и задачи программы, целевые показатели и индикаторы эффективности реализации программы Обоснование ресурсного обеспечения программы Механизм реализации, организации управления и контроля за ходом реализации программы Критериальная база эффективности реализации программы и способ оценки планируемых результатов Перечень мероприятий программы (в табличном варианте)
Структура программы развития ОУ (М.М. Поташник, В.С. Лазарев) Информационная справка о школе (информация об исходном состоянии школы) Проблемно ориентированный анализ Проблемно ориентированный анализ (обосновывается выделение определённого перечня проблем развития) Концепция новой школы Стратегический план перехода к новой школе (описание приоритетных направлений действий через комплекс нововведений в соответствии с концепцией, а также последовательность их реализации по этапам) Цели реализации программы План действий по достижению поставленных целей Ресурсное обеспечение программы развития Организационный механизм управления реализацией программы
Алгоритм работы над программой развития
1. Анализ социального заказаАнализ социального заказа 2. Проблемно ориентированный анализПроблемно ориентированный анализ 3. Стратегические проблемы развития ОУСтратегические проблемы развития ОУ
4. Выбор наиболее адекватной модели решения проблемВыбор наиболее адекватной модели решения проблем 5. Выбор основных направлений преобразованийВыбор основных направлений преобразований 6. Определение этапов и сроков реализации программыОпределение этапов и сроков реализации программы
7. Постановка задач каждого этапа преобразованийПостановка задач каждого этапа преобразований 8. Разработка плана действийРазработка плана действий 9. Оценка проекта программы развитияОценка проекта программы развития
Источники идей социальный заказ Потребности страны, региона, города, т.е. социальный заказ школе на выпускника. государственный заказ Директивные и нормативные документы, т.е. государственный заказ школе. наук о человеке Достижения разработки наук о человеке: педагогики, психологии, социологии, медицины и т.д. Педагогическая практика Педагогическая практика, передовой педагогический опыт руководителей и учителей. Собственный педагогический опыт Собственный педагогический опыт руководителей и учителей. Анализ Анализ результатов и процесса функционирования и развития школы. Средства массовой информации компьютерные сети, люди Средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение и т.д.), компьютерные сети, люди (научные работники, методисты и т.д.).
Вопросы для самооценки Программы развития ОУ Приоритетные направления развития ОУ определены с учётом анализа социального заказа на образование и соответствуют типу, виду и статусу ОУ?Приоритетные направления развития ОУ определены с учётом анализа социального заказа на образование и соответствуют типу, виду и статусу ОУ? Программа развития основана на проблемно ориентированном анализе развития ОУ?Программа развития основана на проблемно ориентированном анализе развития ОУ? Программа развития характеризует качество образования, которое должно быть достигнуто в ОУ?Программа развития характеризует качество образования, которое должно быть достигнуто в ОУ? Программа развития определяет пути достижения качества образования в ОУ?Программа развития определяет пути достижения качества образования в ОУ?
Критерии оценки Программы развития ОУ АктуальностьАктуальность (нацеленность на решение ключевых проблем развития образовательного учреждения) ПрогностичностьПрогностичность (ориентация на удовлетворение «завтрашнего» социального заказа на образование и управление школой; учёт изменений социальной ситуации) ЭффективностьЭффективность (нацеленность на максимально возможные результаты при рациональном использовании имеющихся ресурсов) РеалистичностьРеалистичность (соответствие требуемых и имеющихся материально-технических, кадровых, временных ресурсов) ПолнотацелостностьПолнота и целостность Программы (полнота выявления проблем, наличие системного образа школы) КонтролируемостьКонтролируемость (наличие максимально возможного набора индикативных показателей) Культура оформленияКультура оформления Программы (единство содержания и внешней формы, использование современных технических средств)
Список литературы Асмолова Л. Программа развития образовательного учреждения. //Управление школой. – , 23. – С.2- 12Асмолова Л. Программа развития образовательного учреждения. //Управление школой. – , 23. – С Методические рекомендации по разработке проекта перспективного развития общеобразовательных учреждений Мурманской области на основе национальной образовательной инициативы "Наша новая школа»Методические рекомендации по разработке проекта перспективного развития общеобразовательных учреждений Мурманской области на основе национальной образовательной инициативы "Наша новая школа» // http: //moipkro.ru/section/activity/materials Советова Е.В. Школа нового поколения. Административная работа. – Ростов н/Д: Феникс, – 318 с.Советова Е.В. Школа нового поколения. Административная работа. – Ростов н/Д: Феникс, – 318 с. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений/ Под ред. М.М.Поташника и В.С.Лазарева. – М.: Новая школа, – 464 с.Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений/ Под ред. М.М.Поташника и В.С.Лазарева. – М.: Новая школа, – 464 с.
Спасибо за внимание!