«Соединительные О и Е в сложных словах» Соединительные О и Е
Цель урока: Дать понятие об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных О и Е; Сформировать умение верно выбирать соединительные гласные О и Е в сложных словах
I.Лексико – орфографическая работа Исследователь, обозреватель, летчик - испытатель
II. Попутное повторение Вставить пропущенные буквы. Пр..ехать Пр..близиться Пр..хороший Пр..строить Пр..странный Пр..клеить Пр..быть Пр..тихий Пр..добрый Пр..поднять Пр..йти Пр..одолеть Пр..казать Пр..обрести Ключ. ИЕ ЕИИЕИИ
III. Объяснение новой темы Какие слова называются сложными? Как образуются сложные слова? Вода, лазить водолаз Море, плавать мореплаватель Мышь, ловить мышелов Это сложные слова
При образовании сложных слов используются соединительные гласные О и Е, а также И (семилетка). Иногда сложные слова образуются без соединительных гласных
Рассмотрите сложные слова. Какая соединительная гласная используется после твердых согласных, а какая – после мягких согласных, шипящих и Ц? ВОДОЛАЗ МЫШЕЛОВ
VI. Наблюдения по таблице «Соединительные гласные О И Е» Звероловство Сороконожка Железобетон Общежитие Овцеводство Пешеход ОЕ После твердых основ После основ на мягкий согласный, на шипящий и Ц
V. Чтение словарной статьи. Страница 71
IV. Контроль за пониманием темы 1.Творческая работа (выполняется устно) Задание: заменить слова одним сложным словом. Пить чай Помогать взаимно Любить труд Люди одной фамилии Любить свободу Тот, кто ходит пешком Старший класс (чаепитие) (взаимопомощь) (трудолюбие) (однофамильцы) (свободолюбие) (пешеход) (старшеклассник)
IV. Контроль за пониманием темы 2. Работа с учебником Упражнение Творческая работа по таблице ловить водить строитель погрузочный
IV. Контроль за пониманием темы 4. Попутное повторение Задание: к данным словам подберите антонимы. Объясните выбор соединительной гласной. Ленивый ученик – Серьезный юноша – Однообразное движение – Враждебное отношение – добросовестный легкомысленный многообразное доброжелательное
VII. Закрепление пыль хранить овощи тушить огонь сосать телевидение плавать море передача три бороться земля мерить 1.Задание: к словам левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Запишите сложное слово, обозначив графически выбор соединительной гласной.
Ключ Пыль, сосать пылесос Овощи, хранить овощехранилище Огонь, тушить огнетушитель Телевидение, передача телепередача Море, плавать мореплаватель Три, бороться троеборье Земля, мерить землемер
VII. Закрепление 2.«Диктант – молчанка». Угадай слово. Задание: угадай и запиши слово по толкованию его лексического значения. Машина, которая очищает хлопок; Завод, где строят корабли; Бумага, чувствительная к свету; Здание, построенное из железа и бетона; Машина, которая очищает дорогу от снега.
Ключ Хлопкоочистительная Кораблестроительный Светочувствительная Железобетонное Снегоочистительная
VII. Закрепление 3.Работа с учебником. Упражнение 168.
VII. Закрепление Кроссворд. 1.Специалист по разведению садов. 2.Локомотив с паровым двигателем. 3.Канал для выхода дыма из трубы. 4.Русская народная игра – пляска. 5.Лес, поваленный бурей. 6.Бесплановое, стихийное совершение дела, работы. 7.Огнестрельное оружие. сд ао мх о рл ае пт
VIII.Подведение итогов. стр 71, упражнение 169. Домашнее задание