Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Куяновская средняя общеобразовательная школа Первомайского района Томской области «Исследовательская деятельность обучающихся как один из элементов экологического образования» (из опыта работы) Кайбазакова Анастасия Петровна, учитель биологии высшей квалификационной категории
Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. Н.П. Харитонов
Направления исследовательской работы в Куяновской школе: 1. урочная учебно-исследовательская деятельность обучающихся, которая включает: - лабораторные самостоятельные работы по инструктивным карточкам, - самостоятельные задания, - опыты, наблюдения, - практические работы, - учебные экскурсии, - творческие работы исследовательского характера, - проекты. 2. внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности.
Система исследовательской деятельности во внеурочное время: Исследователь ская деятельность в урочное и внеурочное время Деятельность живого уголка «Эти забавные животные» Элективные и факультативн ые курсы « Агрохимия в школе » Программа « Благоустройс тво » Организация деятельности экологической тропы « Мой край родной » Организация уроков – исследований Организация деятельности на учебно- опытном участке Участие в проектно - исследователь ских и экологических олимпиадах, конкурсах, конференциях, акциях Проведение занятий клубов: по экологии «Юный эколог» «Цветовод»
В Куяновской школе разработаны и реализуются следующие программы: Программа «Благоустройство» (руководитель Москвичекова Н. П.) (предполагает активизацию деятельности по формированию у обучающихся и жителей села ответственности за экологическое состояние окружающей среды). Программа «Цветовод» (руководитель Кайбазакова А. П.) (предполагает формирование у обучающихся практических умений и навыков в работе с декоративными и комнатными растениями, формирование экологического мышления). Программа кружка «Юный эколог» (руководитель Кайбазакова А. П., Плешко С. В.) (воспитание экологически грамотного человека). Программа элективного курса «Агрохимия в школе» (руководитель Кайбазакова А. П.) (развитие интереса у учащихся в области химии и сельского хозяйства; проведение профориентационной работы). Программа «Исследователь» (руководитель Плешко С. В.) (формирование творческой личности, обладающей элементарными навыками самостоятельной научно – исследовательской работы).
Программа «Благоустройство» (руководитель Москвичекова Н. П.)
Программа «Цветовод» (руководитель Кайбазакова А. П.)
Программа кружка «Юный эколог» (руководители Кайбазакова А. П., Плешко С. В.)
Программа «Исследователь» (руководитель Плешко С. В.)
Учебно-опытный участок
Экологическая тропа "Мой край родной" Остановка р. Чулым Остановка «Луг» Остановка «Редкие растения»
Опыты, проводимые на участке: Форма реализацииЦельКлассРезультативность Опыт Влияние интенсивности освещения на рост, развитие и урожай картофеля. Доказать необходимость оптимальной интенсивности освещения для нормального роста и развития растений. 8 Презентация дневника наблюдений на школьной научно- исследовательской конференции II место /Гайфулина А./ Опыт Влияние густоты посева на рост, развитие растений моркови сорта «Форте» и «Витаминная». Выявить как густота посева влияет на рост и развитие особей внутри вида. 9 Презентация дневника наблюдений на общешкольном мероприятии «Шаг в будущее» III место /Матузова Г./ Опыт Влияние комнатных растений и процесса ухаживания за ними на психологическое здоровье человека» Изучение влияния процесса ухаживания за комнатными растениями на психологическое состояние человека. 10 Окружная конференция III место /Павловский И./ Опыт Влияние аммиачной селитры на урожай капусты. Изучение влияния аммиачной селитры на урожай селитры. 7 Презентация дневника наблюдений на муниципальной научно- практической конференции Участник Опыт Наблюдение за поведением хомяков в домашних условиях Изучить особенности образа жизни и поведения хомяка в домашних условиях. 7Презентация результатов опытов на внеклассном мероприятии Участник
Исследовательские работы обучающихся: Форма реализацииЦельКлассРезультативность Исследовательская работа «Лук - наш зеленый друг» Определить целебные свойства репчатого лука и вырастить лук в домашних условиях для получения необходимых витаминов в зимне-весенний период. 5 Презентация исследовательской на муниципальной научно-практической конференции «Шаг в будущее» 1 место Исследовательская работа «Влияние внешних факторов на проращивание семян» Рассмотрение влияния внешних факторов на проращивание семян. 6 Презентация исследовательской на школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее» 2 место Исследовательская работа «Влияние агротехнических и других факторов на рост урожайности моркови» Изучение влияние агротехнических и других факторов на рост урожайности моркови. 8 Презентация исследовательской на окружной научно-практической конференции «Шаг в будущее» Участник Исследовательская работа «Для чего нужны хвосты» Получить представление для чего нужны хвосты. 4 Презентация исследовательской работы в летнем оздоровительно-трудовом лагере Исследовательская работа «Сухопутная улитка Ахатина Фулика» определение факторов, влияющих на скорость роста, на поведение и изменчивость размеров и окраски африканских тропических улиток ахатин (Achatina fulica). 7 Презентация исследовательской на муниципальной научно-практической конференции «Шаг в будущее» 1 место Исследовательская работа «Так вот, ты какая каша» формирование представления о полезных свойствах каши. 6Презентация исследовательской на муниципальной научно-практической конференции «Шаг в будущее» 2 место
Результативность исследовательской деятельности на пришкольном учебно- опытном участке
Деятельность кружка «Эти забавные животные»
Результативность исследовательской деятельности в рамках кружка «Эти забавные животные»
Воспитание ученика-исследователя открывает широкие возможности для развития активной творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия.
Благодарю за внимание