Национальная программа финансового просвещения населения РФ Москва, сентябрь 2008 Концепция
2 НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРИЧИНЫ МАССОВЫХ ОШИБОК В ПРИНЯТИИ ФИНАНСОВЫХ РЕШЕНИЙ 1. Неумение адекватно оценивать риски. 2. Отсутствие долгосрочных стратегий семейного бюджета. Чаще всего решения принимаются спонтанно, под действием примера, слухов или рекламы. Краткосрочный горизонт планирования. 3. Недоступность профессионального финансового консультирования для подавляющего большинства граждан. 4. «Непрозрачность» для населения финансовой политики ключевых институтов и государственных решений. Отсутствие разъяснительной работы. 5. Недобросовестная реклама потребительского кредита, ипотеки, финансовых услуг. Несмотря на 17 лет развития рыночной экономики в нашей стране, уровень практической финансовой грамотности населения остается крайне низким. Не хватает практических знаний: умения пользования кредитом, валютой, депозитами, навыков организации домашних сбережений, управления семейным бюджетом. 37% граждан РФ воспользовались кредитами за последние три года. Среди тех граждан РФ, кто брал кредит, только 54% сравнивали условия с условиями других кредитов. 43% граждан РФ, попавших в кредитную зависимость, взяли первый попавшийся кредит. Они не выбирали условия кредитования ПРИМЕР
3 ВЫЗОВЫ 2008 ГОДА ФИНАНСОВАЯ НЕСТАБИЛЬОСТЬ 2008 КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА 1. Невыплата по кредитам. 2. Массовое разорение домохозяйств. 3. Неплатежи в расчетах предприятий и в расчетах с работниками. 4. Подрыв доверия к финансовым институтам и государству. Кризис традиционных моделей сбережений 22% населения считает, что лучший способ вложения денег – в свое дело. Только 4,5% имеет отношение к предпринимательству. Неразвитость массового предпринимательства переносит главную ответственность на государство. Сегодня для граждан нет адекватного ответа, в чем хранить домашние сбережения: наличная валюта, депозиты, недвижимость, акции, ПИФы? Все модели поставлены под сомнение. Инфляция Инфляция подстегивает потребительский бум, сокращает горизонт финансового планирования домохозяйств. Нереализованный ресурс массового предпринимательства Кредитная экспансия Миллионы домохозяйств стали пользователями потребительского кредита и ипотеки, не соизмерив кредит со своими финансовыми возможностями. УГРОЗЫ ФИНАНСОВОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ 2008 Падение фондового рынка Финансовые потери массовых инвесторов могут надолго подорвать доверие к фондовому рынку и государству.
4 ГРУППЫ РИСКА АДРЕСНЫЕ ГРУППЫ ДЛЯ СРОЧНОГО ФИНАНСОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 1. Четкое разъяснение для населения действий государства и ключевых институтов. 2. Единый информационный штаб. 3. Создание пула спикеров, обладающих ресурсом доверия. 4. Доступность оперативного финансового консультирование по типовым. 5. Поддержка в юридической и судебной защите. 6. Оперативная экспертиза финансовой рекламы. 7. Задействование ресурсов общественных организаций. Пользователи потребительского кредита и ипотеки Банки – кредиторы часто берут больше денег, чем обещали в рекламе кредитов Народные инвесторы IPO, массовые инвесторы, пайщики ПИФов Массовые инвесторы в наибольших потерях т падения фондового рынка. Пенсионеры ПРИНЦИПЫ АНТПКРИЗИСНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ Инфляционное давление. Непонятность для населения пенсионной реформы. Подрыв доверия к пенсионной системе. Предприниматели МСБ и потенциальные предприниматели Новые условия ведения бизнеса. Возможности, которые создает кризис
5 ИДЕОЛОГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МИССИЯ ПРОГРАММЫ: РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ ДОМОХОЗЯЙСТВ 1.Обеспечение безопасности домохозяйств, создание контура практических знаний, защищающих от массовых ошибок и предотвращающих финансовую панику; 2.Разрушение патерналистского стереотипа, взращивание культуры самостоятельных ответственных решений; 3.Передача практического финансового опыта передовых групп (финансовая элита, малый и средний бизнес, мелкие частные инвесторы) - всему населению; 4.Повышение компетентности граждан для открытия своего бизнеса, культивирование предпринимательского опыта, создание культурных условий для массового развития малого и среднего бизнеса, 5.Изменение отношения госчиновников, контролеров, правоохранителей к массовой экономической активности граждан, 6.Сужение поля для коррупции и для финансовых махинаций благодаря росту компетенции граждан. Программа должна стать ответом на жизненные вопросы, идущие «снизу». Идти навстречу запросам и проблемам домохозяйств. Финансовая грамотность продвигается как практический навык. Финансовая грамотность населения – это ресурс экономической активности, страховка от социальных и политических рисков. По мере роста практической грамотности будет разрушаться патерналистский стереотип, в рамках которого человек не чувствует себя субъектом принятия решений, а целиком полагается на государство. Цель программы ЗАДАЧИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Внедрить в повседневную практику новый стереотип принятия хозяйственных решений: самостоятельных, ответственных, с оценкой рисков.
6 ОРГАНИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 7 ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ИДЕЙ 1. Союз государства и бизнеса. Государство концентрируется на работе с широкими слоями населения и чиновниками, бизнес – на работе с продвинутыми группами финансового рынка. 2. Соединение финансовой и юридической грамотности. По данным исследований ФОМа 65% граждан РФ ощущает нехватку юридических знаний в повседневной жизни. Незнание законов создает риски для домохозяйств, ведет к экономическим потерям. 3. Единый информационный штаб. Организация разъяснительной работы в связи с новостями экономики. Использование ресурса доверия уважаемых спикеров. 4. Передовой регион. Внедрять ключевые меры сначала на показательном регионе, оценивать эффективность, устранять ошибки, затем тиражировать опыт на федеральном уровне. Предлагается в качестве передового региона выбрать Пермский край. 5. Центры финансового просвещения под эгидой ФСФР и НАУФОР. Диагностика – настройка – действие. Через сеть ЦПФ организуется мониторинг финансовых настроений и массовая разъяснительная работа. 6. Обратная связь. Регулярные соцопросы, диагностика типовых проблем, использование индексов массовых финансовых настроений. 7. Превращение опыта бизнеса в практические навыки населения. Адаптация для населения знаний финансовой элиты + практических навыков предпринимателей МСБ.
7 МЕРЫ НЕМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ МАССОВЫХ ОШИБОК В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ 1. Горячая линия финансового консультирования: ответы обращения граждан, предупреждение массовых ошибок. Обобщение проблем, выработка типовых рекомендаций. Пропаганда позитивного опыта на конкретных случаях и историях. Интернет – портал + сопровождение в СМИ (тематические рубрики). 2. Создание центров финансового просвещения на базе отделений ФСФР в федеральных округах. Развитие сети Центров финансового просвещения в регионах РФ. Концентрация усилий региональных властей, ВУЗов, местного бизнеса. Задание единого высокого стандарта финансовой грамотности в разных регионах РФ. 3. Социологическая диагностика групп риска: пользователей кредита, массовых инвесторов, пенсионеров и др. Раз в полгода мониторинг финансовой грамотности в РФ. Определение типовых проблем. 4. Мониторинг – экспертиза финансовой рекламы. Запрет недобросовестной финансовой рекламы. 5. Мониторинг бизнес-программ финансового просвещения. Адаптация наиболее сильных программ бизнеса для прямой работы с населением по линии государства. Учреждение номинации ФСФР для бизнес-программ. 6. Выпуск массовой брошюры – памятки «Финансовая безопасность домохозяйств» по мотивам материалов Горячей линии. 7. Создание единого информационного штаба по комментированию экономических новостей. Продвижение пула спикеров с ресурсом доверия.
8 ДОЛГОСРОЧНЫЕ МЕРЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ МАССОВЫХ ОШИБОК В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ 1. Введение базового курса финансовой грамотности для старшеклассников. 2. Создание клуба финансовой элиты, миссия которого – участие в финансовом просвещении населения. Регулярные выступления членов клуба в СМИ. 3. «Звездные кафедры» в ВУЗах. Совместный проект ФСФР, Минобразования, НАУФОР. Превращение лекций в события: приглашение журналистов, общественный резонанс, публикация лекций. В дальнейшем: тиражирование опыта, расширение сети «звездных кафедр». 4. Ежегодная аттестация чиновников: тех ведомств от которых зависит бизнес, муниципальных служащих, инспекторов контролирующих органов и судей. Оценка уровня экономической компетенции с публикацией результатов. Миссия программы: экономическая профессионализация государства. 5. Ежегодный общероссийский медиа – форум по финансовой грамотности. Проект осуществляется в партнерстве с ТК НТВ и Клубом региональных журналистов. Миссия конкурса: создание стимула для роста экономической грамотности журналистов. Создание общероссийского пула журналистов, заинтересованных в продвижении финансовых знаний. 6. «Обогащайтесь». Учебник: Как создать свой бизнес. Азы экономических и юридических знаний. Учебник создается на основе обобщения опыта российских предпринимателей крупного, малого и среднего бизнеса. Идеология учебника: пропаганда массового предпринимательства.
(495)