Некоммерческое партнерство «Школа бизнес-тренингов для молодежи» "Опыт повышения финансовой грамотности молодежи и подростков в рамках выездных профильных лагерей и Центра образования 1494"
Опыт работы Реализация программ деловых игр и профильных выездных лагерей для молодежи и подростков с 1989 года; при поддержке Экспертной группы по финансовому просвещению – с 2009 года. Организация деловых игр и семинаров по развитию финансовой грамотности молодежи и подростков совместно с комитетами по делам молодежи региональных органов власти - ежегодно (охват - 54 региона, более человек). Работа по финансовому просвещению населения в московском районе «Марфино» совместно с Центром образования Проведение семинаров-тенингов Личный финансовый план, деловых игр Азбука рынка, Я -инвестор, Я - предприниматель
Цель: Способствовать развитию финансовой грамотности у молодёжи: обучение простейшим навыкам взаимодействия с инфраструктурой финансового рынка – банками, страховыми компаниями, ПИФами; Способствовать закреплению в молодежной среде понятий – личный финансовый план и управление личным бюджетом; развитие ответственной социальной позиции личности при реализации целей личного финансового плана; повышение уровня информированности молодежи о возможностях использования современных финансовых продуктов для достижении личных финансовых целей. ______________________________________________ Наша миссия – развитие целостной личности молодого человека через ценностное отношение к саморазвитию на протяжении всей жизни.
Проблемы на сегодняшний день: Молодежь не имеет базовых навыков и поведенческих стереотипов в области сбережений и накоплений капитала; Основная часть ориентирована на потребление и сверхпотребление без учета отдаленных последствий такой жизненной стратегии; Учебный курс "Основы экономики" для непрофильных классов слишком сложный и объемный материал для усвоения; В средней школе не существует скоординированной программы формирования культуры использования финансовых инструментов, рационального экономического хозяйствования; Мало исследований и публикаций о существующих проблемах молодежи в экономической или предпринимательской деятельности; Почти нет массово изданных дидактических материалов, рабочих тетрадей, методических пособий.
Пути решения проблемы: Распространение информации о выгодах приобретения навыков в области Финансовой Грамотности (ФГ); Большая открытость участников финансовых рынков; Привлечение к участию в программах финансового просвещения корпоративных волонтеров крупных финансовых компаний, преподавателей вузов, молодых специалистов; Поддержка участниками рынка и государством программ переориентации подростков и молодежи от сверхпотребления к сбережению, накоплению, страхованию рисков, коллективному инвестированию, созданию личного пенсионного обеспечения.
Программы ШБДМ по развитию ФГ для молодежи: В течение учебного года - однодневные и двухдневные семинары – тренинги по ФГ в школах Москвы; В период летних каникул - выездной 18-ти дневный семинар в Нижегородской области - "Молодежная республика; Распространение ФГ в регионах - оказание методической помощи региональным участникам программ и передача в регионы методик работы по финансовому просвещению различных категорий населения. Методические разработки, проведение семинаров для учителей экономики в школах.
В каждом семинаре по финансовому просве- щению одновременно участвуют до 60 чел.
Международный профильный лагерь Молодежная республика Основы финансового просвещения -Одна из главных тем - повышение финансовой грамотности подростков, знакомство с рынком коллективных инвестиций, развивающие деловые игры под общим названием «Я-Инвестор»; - Данная программа была реализована НП «Школа бизнес-тренингов для молодежи», Московской биржей, Экспертной группой по финансовому просвещению при ФСФР России.
В работе профильного лагеря принимают участие в качестве консультантов сотрудники биржи, преподаватели вузов, студенты-волонтеры.
Деловая игра «Личный финансовый план» Моделирование ситуации личного финансового планирования от этапа получения денежных средств (заработная плата) до участия в коллективных инвестициях. Задачи игры: обучение принципам управления личными финансами; развитие ответственной социальной позиции личности.
Формы и методы социально- адаптационной работы с молодежью: - передача опыта в семье; - получение новых знаний в системе образования; - специальные программы, разработанные совместно с регулятором финансового рынка, участниками финансового рынка; - использованием активных методов обучения (тренинги, деловые игры, компьютерное моделирование).
Планируемые результаты: снижение возможности манипулирования с помощью недобросовестной рекламы неквалифицированными инвесторами, вкладчиками, пользователями финансовых услуг; повышение уровня активности молодежи в долговременном инвестировании средств в форме коллективных инвестиций и пенсионных накоплениях; расширение знаний молодежи о формах и способах контроля и регулирования финансового рынка; увеличение доверия к российским финансовым институтам; повышение информированности населения о формах сбережения, накопления, страхования и преумножения личных капиталов и рациональным способам потребления кредитных ресурсов; Передача навыков управления и формирования бюджетов домохозяйств молодых семей.
КООРДИНАТЫ , Москва, ул. Маросейка, д.6-8, стр.1, оф Тел ,