ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ СИСТЕМЫ «СПЕКТРА» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ И НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ГЕОГРАФИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ.
На преодоление сложностей в обучении детей с особыми образовательными потребностями направлены силы педагогов, которые стремятся развить познавательный интерес своих учеников различными методами и приемами.
«Спектра» - наглядные пособия нового поколения. Это разнообразная и многофункциональная система. Её назначение: Контроль полученных знаний; Помощь в умении классифицировать предметы и явления (анализ/синтез); Развитие мелкой моторики; Развитие эмоционально- волевой сферы в процессе соревнования; Знакомство с предметами и явлениями природы (Образовательная); Получение экологических знаний. Возможности пособий «СПЕКТРА» безграничны: Дифференцированный подход к контролю знаний; Закрепление знаний различными способами; Взаимосвязь слова и изображения (картинка +карточка с надписью); Использование в различных сферах( на различных предметных уроках, разной сложности материала); Учитель имеет возможность быстро и эффективно контролировать каждого ученика, несмотря на разнообразие заданий.
виды наглядных пособий «СПЕКТРА»: Магнитные плакаты с раздаточным материалом :«Сотня», «Таблица умножения», «Числовая прямая», «Математические кораблики», «Гарри и Салли» Магнитные плакаты: сообщество луга, леса, водоёма, поля и птицы с набором демонстрационного материала. Переносные лаборатории: наблюдения за погодой, фильтрация воды, звук и тон, весовые измерения Образовательные конструкторы «LEGO»: первые конструкции, первые механизмы, общеразвивающие наборы «Дом», «Ферма», «Животные», «Железная дорога», «Строитель Боб», «Аэропорт» и т.д. Развивающие игры: «палитра», «математические пирамидки», «Кубики Никитина»
Начальная школа
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ КОРАБЛИКИ Важнейший принцип наглядности. Используемый в математических корабликах, основывается на объединении чисел в 5 и 10. Соответствует десятичной системе счисления и даёт возможность быстро оценивать большие числа.
Темы уроков: Состав числа Сравнение чисел Перестановка слагаемых Сложение Вычитание Переход через десяток
Задания для математических корабликов Найди число. ( при закрытых числах определить место числа в числовом ряде) Ищу соседа. ( учитель открывает число, ребёнок должен назвать предшествующее и последующее числа) По местам! (фишки делятся на 2-3 детей, кто быстро и правильно расставит фишки на числовой прямой) Большие шаги. (счёт по 2, по 3, по 4 и так далее) Число на ощупь. (красные или синие фишки ставятся на доске и предлагается ребенку с закрытыми глазами их пересчитать) Зрительные диктанты.(учитель в определённом порядке выкладывает фишки, можно одного цвета или двух, даёт детям возможность запомнить, убирает, дети выкладывают у себя на парте)
Использование плаката не ограничивается вычислительными упражнениями.Существуют многочисленные возможности для игры. Цель игры состоит в том, чтобы доставить ребёнку удовольствие и пробудить радость от учёбы. ИГРЫ: «Загрузка корабля» - на корабле находится красные и синие фишки вперемешку,учитель даёт задание: Вместе 10.Синих 3. Ребёнок должен разгрузить с корабля оставшиеся фишки( бочки с мёдом). «Мышка и сыр» – на одной из фишек изображён сыр, ставиться она на 10, два игрока-мышки, пытаются оттащить сыр к себе в норку, одна нора на 1, другая на 20. Дети поочерёдно бросают кубик, и в соответствии с числом выпавших очков, двигаются в ту или другую сторону. «Яблоня» – 2 игрока, каждый играет фишкой на числовом ряду. На доске изображение яблони с числами на яблоках. Дети по очереди бросают кубик и перемещают свою фишку вперёд или назад. Попавший на «яблочное» число получает яблоко. Побеждает тот, у кого в конце игры будет больше яблок.
Использование математических корабликов на уроках чтения в 1 классе и уроках русского языка
Магнитные плакаты: « Сотня», « Таблица умножения и деления», « Числовая прямая»
Арифметика до 100 Темы: Изучение разрядного состава двузначных чисел Сложение и вычитание Кратные и общие кратные Переход через десяток
Задания для сотенного квадрата Найти в таблице числа с суммой цифр, равной 10, 15 и т.д. Назови соседей числа. Найди число в котором 3 десятка и 7 единиц… Вставь число (закрываются карточкой числа в ряду и ребёнок фломастером вписывает пропущенные числа) Примеры на сложение и вычитание.
«ПАЛИТРА» Представляет собой деревянный круг с 12 выемками, в которые помещаются кружки различного цвета. В круг помещается специальная карточка с заданиями. Выполняя задания, ученики раскладывают цветные кружки по выемкам в нужной последовательности Это экономит время, вносит игровой элемент в работу на уроке, делает выполнение задания более увлекательным
« палитра» на уроках русского языка Темы: Гласные и согласные звуки и буквы Деление слов на слоги Ударение Звонкие и глухие согласные Слова обозначающие предмет. признак, действие
« Палитра на уроках ознакомления с окружающим и развития речи
Математические пирамидки
Игра « Самый умный» -У доски работает» 2 – 3 ребёнка, каждый выбирает картинку с предметом, затем подбирает к ней треугольники, подходящие по смыслу. Побеждает тот, кто первый соберёт свою пирамидку
Вот и победитель!
МАГНИТНЫЕ ПЛАКАТЫ «ПТИЦЫ» «ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО. ЛЕС» «ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО. ЛУГ» «ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО. ВОДОЕМ» «ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО. ПОЛЕ» каждому магнитному плакату соответствует специальная система хранения пластиковых карточек с рисунками и надписями.
Пособие обладает большой гибкостью и позволяет учитывать индивидуальные особенности детей.
С его помощью учащиеся могут получить основы экологических знаний
ЧЕМОДАНЫ-СИСТЕМЫ ХРАНЕНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ И ПРИБОРОВ. Системы хранения имеются по двум темам: очистка воды; определение погодных явлений.
Определить направление, силу ветра, температуру воздуха или количество осадков самим – это ли не самое увлекательное занятие для ребенка. Собирая прибор, используя его по назначению, записывая показания, ученик от игры переходит к настоящему делу. В этот момент интерес перерастает в ответственность.
Наглядные пособия нового поколения СПЕКТРА дают возможность в увлекательной игровой форме оказывать серьезное влияние на развитие познавательного интереса у учеников коррекционных школ VIII вида и, как результат, успешное усвоение знаний.
Использование игровых технологий на уроках в коррекционной школе становится повседневным доступным и эффективным способом разбудить у учащихся интерес к учебе.