Опыт построения и пилотирования LMS в ВШЭ 14 марта 2012
План рассказа Актуальность поставленной задачи Цели и задачи проекта Функционал LMS Организационная модель реализации проекта Пилотирование (плюсы и риски)
Знаете ли Вы, что… Программа развития ГУ ВШЭ на период до 2020 года предусматривает развитие среды для обучения студентов с использованием электронных средств и интернета, активизацию деятельности в области дистанционных курсов, а также развитие новых образовательных технологий.
Мы также знаем, что… Некоторые преподаватели используют для организации обучения «внешние» интернет-ресурсы: почтовый ящик бесплатных электронных почтовых серверов; сервисы google – группы и сайты, коллективное редактирование; тестовые и опросные интернет-сайты; сайты курсов, созданные с помощью бесплатных движков и хостинга; сообщества на сайтах социальных сетей, вики-сайты,
ВКонтакте содержит 1324 группы с ключевым словом ГУ-ВШЭ (!)
Портрет нашей аудитории Из 30 респондентов, которые ответили на вопросы анкеты –5 знают хотя бы 1 LMS –4 знают больше 1 LMS –21 не знакомы ни с одной LMS –9 публикуют свои материалы в Интернете (открыто или на странице группы) –16 хранят свои материалы на личном компьютере –3 используют материалы в бумажном виде –23 за общение со студентами в онлайне в любом виде или в составе закрытой учебной группы –5 хватает общения со студентами по –2 вполне хватает общения со студентами на занятиях
В чём проблема? Студентам неудобно регистрироваться на разных внешних сетевых сервисах Администраторам невозможно управлять учебным процессом, который проводится с использованием Интернета Преподаватели вынуждены работать в разрозненных средах и системах
Решение Создать единую университетскую систему управления учебным процессом (LMS), с целью повышения уровня и качества методической, дидактической, информационной поддержки организации учебного процесса для студентов, преподавателей и административных работников факультетов.
Задачи понятны: обучение преподавателей правилам и методикам использования проектируемой системы для поддержки курсов очного и дистанционного обучения; формирование и развитие культуры творческого общения преподавателей и студентов в учебном процессе с использованием современных средств управления знаниями; создание системы учёта учебных достижений студентов, на основании использования средств тестирования знаний, выполнения коллективных проектов, создания персональных портфолио; создание организационных структур, ответственных за методическую поддержку и техническое сопровождение системы; интеграция информационных массивов данных, существующих в ГУ-ВШЭ, с проектируемой системой; техническое обеспечение оборудованием с учетом мощностей и задач, решаемых с помощью системы.
Взаимосвязь существующих баз данных и LMS –АСАВ – хранит персональную и организационную информацию о студентах, группах, факультетах, кафедрах, рабочих учебных планах (РУП); –Босс-Кадровик – хранит персональную информацию о преподавателях и работниках учебных частей; –База учебных курсов корпоративного портала – хранит информацию об учебных дисциплинах в соответствии с РУПами; –База нормативных документов корпоративного портала – хранит, в том числе, актуальные тексты документов
Как работает взаимосвязь БД и LMS Портал Расписание LMS АСАВБОСС-Кадровик Идеальная ситуация – данные, которые внесены в любую из систем один раз, становятся основой для построения данных в другой системе
LMS - преподавателю Персональный кабинет с набором данных: –Личная информация по выбору преподавателя с точки зрения набора данных, месторасположения на странице, возможности скрыть или открыть для внешнего просмотра для разных категорий пользователей[1][1] –Расписание занятий –Индивидуальная учебная нагрузка –Уведомления о наступлении дедлайнов различных мероприятий в университете, касающихся преподавателей Автоматически получает списки студентов и своих дисциплин, назначенных ему в соответствии с РУП Может самостоятельно размещать материалы учебного курса Может самостоятельно проводить оценивание учебных достижений студентов, включая определение формулы интегральной оценки и используя автоматические компьютерные тесты Может вести журнал успеваемости своих групп Может видеть сводные отчеты об учебной активности студентов
LMS - преподавателю Может общаться со студентами, учебными ассистентами, другими преподавателями и работниками учебных частей Может копировать самостоятельно материалы своего курса в другой курс Может клонировать (копировать) материалы других преподавателей кафедры, если имеется разрешение или необходимость (лектор - семинарист) Может эффективно находить в LMS нормативные и методические материалы для организации учебного процесса. Может самостоятельно изменять месторасположение элементов учебного курса на экране, отключать или подключать отдельные модули (RSS, видео, чаты и прочее) Может с минимальной зависимостью от администраторов системы создавать сообщества (группы) для сопровождения курсовых работ, проектных групп студентов и прочее. [1] За исключением обязательной официальной информации (реальное фото, ФИО, и т.д., существующие в настоящее время на корпоративном портале) [1]
LMS - студенту – Существует персональный кабинет с набором данных: Личная информация по выбору студента с точки зрения набора данных, месторасположения на странице, возможности скрыть или открыть для внешнего просмотра для разных категорий пользователей[1][1] Ссылки на учебные дисциплины в соответствии в РУП (ИУП), с аннотациями и материалами для изучения Расписание занятий Собственные оценки по разным дисциплинам Уведомление о дедлайнах в календаре Уведомление о необходимости внесения оплаты для коммерческих студентов –Существует возможность общения со студентами, преподавателями, работниками учебных частей –Существует возможность самостоятельной организации групп (сообществ) для учебной и внеучебной деятельности с минимальной зависимостью от технических администраторов системы –Существует возможность постоянного доступа ко всем материалам курсов дисциплин, изучаемым в настоящее время и в прошлые модули –Существует возможность самоконтроля по тестам для самопроверки
LMS - студенту –Существует возможность сдавать результаты выполнения домашних работ, курсовых, эссе в электронном виде –Существует возможность обмениваться материалами с другими студентами, организовывать общие хранилища файлов –Существует возможность комментировать материалы, размещаемые в системе –Существует возможность эффективного поиска нормативной документации по организации учебного процесса, по разрешению проблемных или стандартных ситуаций, возникающих в ходе учебы –Существует возможность синхронизировать данные календаря, персональной страницы с мобильными устройствами, социальными сетями –Существует возможность социального взаимодействия (форумы, чат, доска объявлений и пр.) – [1] За исключением обязательной официальной информации (реальное фото, ФИО, группа, курс, направление, уровень обучения) [1]
LMS - администратору доступна сводная статистика об успеваемости групп, отдельных студентов доступен просмотр ведомостей преподавателей имеется возможность рассылок разным группам пользователей через внутреннюю почту имеется возможность индивидуальной переписки существует закрытая часть для общения, получения консультаций и обмена опытом между работниками учебных частей (администраций факультетов)
LMS - администратору имеется возможность публикации объявлений для студентов и преподавателей информация о студентах, преподавателях, группах, назначенных дисциплинах автоматически передается в систему из внешних баз данных итоговые оценки из ведомостей преподавателей автоматически передаются в АСАВ выбор студентами курсов передается автоматически в АСАВ расписание автоматически передается студентам и преподавателям на персональных страницах студентов и преподавателей существует обязательный набор полей (реальное фото, ФИО, группа, курс, направление, уровень обучения)
Поддержка пользователей –Help desk (консультации, краткосрочные курсы, методички) –Online поддержка (консультирование, тестирование материалов) –Центр развития ЛМС (внутри ВШЭ)
Что такое help desk? В функции help desk входят, помимо предоставления консультаций и обучения персонала: разработка методических и дидактических материалов для пользователей LMS, анализ эффективности использования LMS (по параметрам: доступность учебного материала, другой информации об учебном процессе, консультаций преподавателя; развитие сетевых взаимодействий разных субъектов образовательного процесса; удовлетворенность студентов и преподавателей при использовании LMS; количественный и качественный рост учебных и административных ресурсов и т.д.), составление предложений по развитию системы, основанных на результатах аналитики.
Результаты пилотного проекта (сентябрь 2010 март 2012) –Совместно с преподавателями, студентами и администраторами были наработаны правила, кейсы, примеры, методики и т.п. –Электронные учебные материалы и средства их «доставки» были разработаны с учетом «точки зрения» студентов. –Были выявлены текущие задачи по доработке базовой версии системы и перспективные направления ее развития (пример: усиление «социальных » компонентов общения студентов/преподавателей, интеграция персональных данных пользователей из социальных сетей, использование RSS-потоков, передача данных на мобильные устройства и др.)