Особенности адаптации пятиклассников Разработал педагог-психолог Елена Владимировна Шукшина
Тревога – психическое состояние Тревожность – психологическое свойство Школьная тревожность – это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия
Возрастно-специфические причины школьной тревожности Начало процесса смены ведущего вида деятельности с учётом на интимно-личностное общение со сверстниками
Социально-педагогическая ситуация Изменяющаяся: ребёнок сталкивается с принципиально новой системой организации учебного процесса
Возрастно-универсальные формы проявления школьной тревожности, характерные только для учащихся младшего подросткового возраста в период адаптации 1. Ночные страхи, связанные со школой. 2. Отказ отвечать на уроке или ответы тихим, приглушённым голосом. 3. Отказ от контакта с учителями или одноклассниками (или сведение их к минимуму). 4. «Сверхценность» школьной оценки. 5. Резкое снижение эффективности учебной деятельности в ситуации контроля знаний. 6. Проявление негативизма и демонстративных реакций.
Проблемные синдромы тревожности Страх самовыражения Страх ситуации «проверки знаний» Страх несоответствовать ожиданиям окружающих Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу