1961 г. Обращение Дж. Кеннеди к Конгрессу США о необходимости признания прав потребителей: права на безопасность товаров и услуг; права на информацию; права на выбор; права быть выслушанным.
1985 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» (резолюция ООН 39/248): защита от ущерба здоровью; право на безопасность; охрана экономических интересов потребителей; право на информацию; право на просвещение; наличие эффективных процедур рассмотрения жалоб; право на здоровую окружающую среду; право на выражение своих интересов.
1992 г. - первая редакция Закона РФ «О защите прав потребителей». Сегодня один из наиболее активно и успешно используемых законов.
потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Потребитель имеет право на: качество и безопасность товара; информацию о товаре, изготовителе и продавце; предъявление претензий в случае приобретения товара ненадлежащего качества; возмещение убытков, возникших в результате нарушения его прав, а также на возмещение морального вреда; право на защиту интересов со стороны государства и общественных организаций.
продавец - предприниматель, реализующий товары потребителям по договору купли - продажи
Статья 4. Качество товара (работы, услуги); Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги); Статьи 8, 9, 10,11. Право потребителя на информацию об изготовителе (продавце) и о товарах;
Статья 12. Ответственность за ненадлежащую информацию о товаре, изготовителе (продавце); Статьи 13, 14, 15. Ответственность за нарушение прав потребителей и за вред, причиненный вследствие недостатков товара;
Статья 16. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя Статья 18. Последствия продажи товара ненадлежащего качества; Статья 25. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества (на лекарства не распространяется!)
Потребитель вправе потребовать: безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом (не применимо для лекарств); соразмерного уменьшения покупной цены (не применимо для лекарств); замены на товар аналогичной марки (модели, артикула); замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; расторжения договора купли - продажи.
Возмещение убытков; Возмещение неустойки (статья 23 закона «О защите прав потребителей»); Возмещение морального вреда. Потребитель вправе предъявить претензию о товаре к продавцу или изготовителю на свой выбор !
государственный орган и его территориальные органы (Федеральная служба по защите прав потребителей и благополучия человека); органы местного управления, создаваемые на территориях муниципальных образований; общественные объединения по защите прав потребителей.
Предоставление полной и достоверной информации о товарах и правах потребителя;